Проповедь Ричарда Циммермана - Сторож! Сколько ночи? (Ис. 21:11)

Бог сокрушает моё сердце, и я наслаждаюсь двумя вещами: присутствием Бога на этом месте, которое выразилось в удивительном созидании того дела, что совершилось здесь в устройстве и организации нашего братства. Ещё наслаждаюсь тем, что вижу ваши лица. Мы не так часто встречаемся. Кто-то возмужал, а кто-то поседел. Я так редко видел вас после отъезда из России и никогда не думал, что мне будет так сильно не хватать вас, но, несмотря на все радости, трудности и благословения, как написано: мы в сердцах друг друга, чтобы вместе жить и вместе умирать. Благодарю Бога за то, что мы есть друг у друга и когда-то нам хватит времени в вечности для общения, чтобы вместе вечно славить и познавать нашего Бога. Слава Ему!

Надо мной написаны эти слова: «Сторож, сколько ночи?» Об этом я хочу говорить, потому что верю: эти слова даны нам от Бога. Они даны тебе, Божий служитель, епископ ли ты, дьякон, пресвитер или несёшь какое-то другое служение. Ещё задолго до начала этого съезда эти слова были положены Господом в сердца старших служителей нашего братства. И мы читаем эти слова: «Сторож, сколько ночи?» Сегодня для нас это не просто таинственное пророчество о городе, находящемся на севере Аравии и не какой-то город в местности горы Сеир, где когда-то проходил Израиль по пустыне, заканчивая своё странствие. Мы видим сегодня в этих словах голос Бога к нам, голос Духа Святого, который обращается к служителям. Некто спрашивает сторожа, он ждёт от него ответа, зная, что только сторож может ему ответить. Это, как бы народ спрашивает, а сторожа и предстоятели - это мы. Но это также голос Духа Святого, Который проникает глубины человеческого сердца, знает, о чём молиться, видя нужду народа Божьего. Сегодня это настоятельный вопрос, вынесенный на служение в народе Божьем, к нам, предстоящим пред народом Божьим, священникам и служителям: «Сторож! сколько ночи?» И там есть ответ: «Приближается утро, но ещё ночь». Глубинная нужда Божьего народа, чтобы пришло утро, явился Христос, Который воссияет ярче тысячи солнц. Уже приближается утро. Вы знаете не хуже меня, что подчас трудности приносит нам народ и проблемы, но у Бога есть одно задание к пророку: возвещать, сколько осталось ночи. «И Дух и невеста говорят: приди! « Это единственная нужда, настоящая нужда, и Бог хочет, чтобы мы про это не забывали. Этот мир строит цивилизации, он всё хорошо организовывает, гораздо лучше нас, он создал очень разнообразную технику и ещё много чего. Христос прожил на этой земле, не организовав никакого правительства, не построив никакого университета. Он по-другому смотрит на эту жизнь. Он способен бросить в пучину уничижения целые нации только для того, чтобы оттуда извлечь спасённые души и приготовить их для Неба, слава Господу! В этих словах, как я понимаю, звучит вопрос ко мне и к тебе: «Сторож, на твоём месте сколько ночи?» Речь идёт о вечности и Бог хочет, чтобы в это время благоприятное, легальное, свободное, когда Бог открыл прекрасные места для молитвенных служений, открыл дома культуры и кинотеатры для евангелизаций, чтобы мы не забыли, что у народа есть один вопрос, главный вопрос, - это вопрос о вечности.

Я работал среди престарелых в Бремене и однажды один человек, он был бразилец, сказал мне: «Вы немец из России? Я очень люблю немцев из России, потому что я среди них уверовал. Это была традиционная лютеранская церковь, но когда они пели, в их пении чувствовалась тоска по Небу. Сегодняшние христиане, когда поют, то как бы хотят сказать: «Нам хорошо, оставь нас ещё здесь». А тогда, после всякого призыва к покаянию выходили по пятьдесят человек, потому что их охватывала тоска по Небу, и вопрос: «Сторож, сколько ночи?» звучал в силе Святого Духа». Конечно, этот вопрос заключается не в том, чтобы объяснить народу, через сколько дней придёт Христос. Этого никто не может сказать. И вопрос даже не в том, чтобы посмотреть на знамения конца времён, которые видны везде: в стихийных бедствиях, в смятении народов и в том, что Евангелие проповедуется везде. Но в словах: «Сторож! сколько ночи?» звучит другой вопрос и другой ответ, которого от нас с тобой сегодня ждёт народ. Наша задача не в том, чтобы правильно изъяснить народу Божьему на какой стадии мы сегодня находимся. Она заключается совершенно в другом. Апостол Пётр когда-то написал, что мы хорошо делаем, что обращаемся к Слову, которое имеем, как «вернейшее пророческое слово», «как к светильнику, сияющему в тёмном месте, доколе не начнёт рассветать день и не взойдёт утренняя звезда в сердцах ваших» (2Пет.1:19). Эта звезда взойдёт над Его Церковью, взойдёт она и над Израилем. Мы шли в четыре часа ночи к стене плача по Иерусалиму и вдруг я увидел то, что до сих пор очень хорошо помню. В нашей полосе, в Германии и в России, звёзды всходят как бы полого: поднимаются над горизонтом, выплывают. В Израиле это не так. Я видел, что звезда восходила вертикально, стремительно поднимаясь вверх и за ней из-за горизонта выплывала заря. Звезда как бы выходила на крыльях зари. Тогда я подумал: «Господи, вот так и Твоё Пришествие предваряется в народе Твоём явлением славы, благодати и любви в каждом сердце. Чтобы звезда утренняя и светлая взошла в сердце каждого человека в народе Божьем, чтобы представить Господу народ приготовленный». «Сторож, сколько ночи?» Утро приближается, ещё ночь, но заря восходит.

Стезя праведных, как светило лучезарное, которое всё более и более светлеет до полного дня. В этих словах, которые здесь над нами сегодня написаны, звучит вопрос Господень ко мне и к тебе: Как мы, служители, готовим народ к вечности? Как - к вечности? Да, ни к чему другому. Мы благодарим Бога за свободу, за дома для собраний, но это нужно только для того, чтобы приготовить народ к вечности. Мы благодарим Бога за благословение, которое Он даёт и за то, что грешники приходят, но это только лишь для того, чтобы приготовить народ к вечности.

Когда союзники бомбили Германию и уничтожали город за городом, папа Римский позвонил в Вашингтон и сказал: «Кёльнский собор оставьте в покое». Они разбомбили весь Кёльн, а Кёльнский собор остался. Но когда-то исчезнет и Кёльнский собор, исчезнут все наши дома, будут разрушены все наши миссии. Это я говорю не против нашего труда. Мы трудимся и поношения терпим, потому что уповаем на нашего Господа, на Бога живого. Это так. Но народ Божий должен войти в Царство Небесное.

Это серьёзная проблема. И если вы посмотрите в вашу церковь, послушаете ваш народ, вы можете очень хорошо увидеть, что многие, пришедшие в церковь, получившие благословение, со временем вступают на неведомую им тропу, на которой они не могут понять, что с ними происходит, и тогда звучит этот голос сердец, которые, может быть, даже не могут выразить эту нужду в словах, но которую Дух Святой сегодня выражает ясно: «Сторож, сколько ночи?»

Как мы с тобой ведём народ к вечности? Один из первых уроков на эту тему я услышал от Виктора Ивановича. Вести народ в вечность - это не просто говорить о благословении, это разговор о вере, о вере, чтобы жить ею. Чтобы вкусить, как благ Господь, надо возлюбить чистое словесное молоко и от него возрасти во спасение. Это не то, что стать бакалаврами, магистрами, хотя в этом нет ничего плохого, но суть в том, чтобы мы пребывали во Христе и слово Его жило в нас. Великая сила мужей Божиих, о которой сегодня напоминалось, заключалась не только в том, что Илия, например, мог истребить за один раз 850 пророков Вааловых и дубравных (см. 3Цар.18:19 и 40), но его сила лежала в другом, как и сила Иеремии пророка: они могли из ничтожного извлекать драгоценное и этим жить. Это то, о чём Павел говорил, что мы «носим в теле мёртвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем» (2Кор.4:10). Мы ждём благословения, ждём позднего дождя. Пусть Бог поможет нам больше трудиться. Но Бог ждёт от нас, каких-то шагов, как от служителей в народе. Сторож, сколько ночи? Это значит научиться жить верой, жить Словом, научиться утешаться законом Божиим, чтобы не погибнуть в бранное время.

Я расскажу вам об уроке, который я получил от Виктора Ивановича. Это было, по-моему, в 1981 году. Он приехал в Москву, собрал нас всех, рассказывал нам много интересных вещей: о том, как они собирались, что перенесли, как стояли потом. В какой-то момент, он как будто отключился от этого слова, вы знаете, как он это делал и начал примерно так: «Служители, пойдите в ваши церкви. Там есть старые сёстры, которые не вышли замуж, потому что были верующие. Они прожили свою жизнь с искушениями, с борьбой. Они чувствовали себя одинокими, бывали подавлены, что они не видят многого, что желали бы видеть, не видели славы Божьей в своей жизни. Им казалось, что их жизнь прошла неправильно. Я вам говорю, служители, пойдите к ним и скажите: «Блажен человек, который переносит искушения». Поддерживайте их, ободряйте, и научитесь у них ценить небесные ценности Божии. Тогда вы сможете и народ научить ценить небесные ценности, утешаться Христом, смотреть не на видимое, а на невидимое, ожидать Его с Небес, приготовлять себя, как невесту. И тогда мы увидим другую сторону чудес, не броскую, не яркую, а сокровенную, не заметную». Я думаю, что в этом один из важнейших даров Духа Святого.

Мы говорим сегодня о преддверии дождя, ждём Его, размышляем о том, как важно себя к этому приготовить. Мы не должны забывать, что именно люди, которые носили в себе мёртвость Иисуса Христа, могли открывать жизнь в других людях, именно они были основоположниками пробуждений со дней апостолов до наших дней. Именно они были свидетелями Царства Небесного на земле. Церковь не есть земное образование, она странник и пилигрим на этой земле. Ночь, когда наши отцы, братья или служители молились на каменных полах буров и казематов, она не прекратилась от того, что мы можем сегодня в газетах печатать проповеди. Ночь кончится, когда придёт Царь царей и Господь господствующих. И за всеми пробуждениями, за которые молились и которые будет давать Господь более и более в России и в Германии, на Украине и в Израиле, придёт однажды величайшее действие Духа Святого, к которому Бог готовит сегодня Невесту. Однажды мы с вами все в последний исполнимся раз Духом на этой земле, у нас изменятся тела, и на облаках небесных Церковь пойдёт навстречу своему Жениху, и Дух Святой завершит Свою работу. Слава Богу! Сторож, сколько ночи?

Братья, в ответе на этот вопрос нуждается сегодня народ, потому что это говорит сегодня Святой Дух. Братья, вы простите меня, может быть, это вам покажется дерзким, но я не уверен, что все служителя могут готовить народ к вечности, потому что это непросто и легко даётся. Я немножко что-то скажу в этом направлении. Нам надо нуждаться, потому что не все будут вам говорить, что они стремятся в небо, что это им нужно. Напротив, люди будут приносить вам проблемы, далеко не всегда формулируя их так, что они мешают войти в небо: финансовые проблемы, искушения, семейные трудности, даже скандалы. А Бог в это время говорит мне и тебе: «Сторож, сколько ночи?» И Бог говорит: «Я поручил тебе церковь Мою, которую Я создал не для того, чтобы она наполняла эти помещения, - хотя Бог умножает численность народа Своего, - но Я дал её тебе, чтобы, исполненная Духом Святым, она облеклась в одежды праведности». Бог говорит о той праведности, которую мы получили по благодати Господней, в крови Его, той праведности, которая должна стать победой в нашей жизни, праведности спасшего нас Христа, которая должна превратиться в побеждающего в нас Христа, как написано, доколе мы не облечёмся в виссон светлый и чистый, который есть праведность святых. Мы не своей праведностью оправдываемся, но белые одежды, данные Христом, должны явить победу в нашей жизни, чтобы Христос был Победителем в жизни народа Своего, который сможет пройти через трудности, через сложности, опасности и борьбу. И только в праведных делах святых, украшенная, как невеста для своего жениха, Церковь войдёт в Царство Небесное. Я не хочу сказать, что мы все можем делать это, потому что это трудно. Но мы все можем ориентироваться на небесное. Только в таком направлении мы сможем почтить Христа, прославить Христа и оценить Голгофу. Мы должны опасаться, чтобы не стать людьми, которые поступают как враги креста Христова (Фил.3:18). Почему? Потому что их слава в сраме, они мыслят о земном. Не сказано, что эти люди поносили крест Христов или пренебрегали им. Кажется странным, что это говорится к верующим. Но они стали врагами Христа и их слава в сраме, потому что они помыслили царствовать на земле. Повторяю, братья, что это трудно получается. Но давайте будем искать небесное сокровище, и не останавливаться на земном. Нам нужно сделать какие-то шаги, чтобы научиться этому.

Самое простое, но, может быть, и самое трудное - обратиться к Нагорной проповеди. Мы все хорошо знаем девять заповедей блаженства, но не часто можно увидеть в людях, в том числе и в служителях, что они понимают: эти девять заповедей блаженства -девять основополагающих установок для хождения христианина в вере. С чего это начинается? С того, что открывают нам Царство Небесное. Что такое духовная нищета? Это полная, абсолютная зависимость от Бога, когда мы понимаем, что у нас ничего нет. Я стоял здесь и не знал, что мне говорить. У меня на самом деле нет ничего. Ничего. Но у меня есть Иисус. Я просто отдаю себя Ему, чтобы Он мог через меня действовать. Мир не понимает и не принимает этого сегодня. Мир хочет видеть церковь, построенную по подобию этого мира: торжествующую. Она и будет торжествующая, но так, как торжествовал Христос: любовью над ненавистью, благословением над злословием и воскресением из мёртвых над смертью. Слава Господу! И кто пойдёт этим путём, тот обязательно столкнётся с большими трудностями и тогда неси это к Иисусу, тогда придёт утешение, а с ним и место для Духа Святого. Блаженны кроткие. Чтобы быть кроткими, надо крепко верить в Иисуса. Кротость - это не человеческое качество. Кроткие наследуют землю. Только с большой верой можно взять в час пик в Москве не то что землю, с кротостью даже в автобус не всегда войдёшь. И в церкви не всегда и не всё кроткие получают, и далеко не всегда их понимают. Давайте пойдём этим путём. Алчущие, жаждущие правды, милостивые и чистые сердцем. Миротворцы и не боящиеся, когда в нас кидают камни даже верующие, потому что путь в небо - это путь через тернии. Пусть Господь откроет нам всю глубину заповедей блаженства и научит нас жить в соответствии с ними.

Как Господь приготовлял Давида на царство? Когда он бегал от преследований Саула. Он был постоянно в опасности, но именно там углубились его отношения с Богом. И помните, даже Саул сказал Давиду: в твоей руке царство будет твёрдо. Потому что та надежда на Бога, которую имел Давид, она не могла его посрамить. И это увидел Саул. Давайте мы обратимся к заповедям блаженства. На каждый из этих стихов можно развернуть целую тему о принципах стояния в вере. Нам необходимо сделать этот шаг веры, отдав себя в полную зависимость от Бога, научиться надеяться на Него в трудностях, быть способными жить Им, когда жить уже невозможно, уметь утешаться Христом, когда тебя не понимают даже близкие. Быть готовым действовать не внешними показательными мерами, которые ничего не исцеляют, но готовность нести трудности и поношения, ревновать о правде, искать мирного сердца и созидать его во Христе Иисусе. Нам надо начинать с самих себя, потому что только те, которые учатся этому, которые умеют плакать и не падать, надеяться на Господа, искать Его мира, жаждать Его правды, когда что-то неправильно, что-то не получается, только те смогут научить и благословить других. Нам надо учиться утешаться Господом своим, в Его повелениях и обетованиях находить для себя живую истину, которая позволит сделать следующий шаг, шаг не в болото и не в трясину, а шаг на тот твёрдый камень, который среди этого болота оставил мне и тебе Христос, чтобы пойти за Ним и передать это народу. Ты сможешь ему сказать: это проходила сестра, это проходил брат. Ты знаешь: за зимой приходит весна, за ночью - утро. Ветер северный, дующий на сад небесного Жениха, сменится южным ветром, польются ароматы, изольётся поздний дождь, люди укрепятся в вере, не поколеблет их сухая пустыня Сеира, не обольстятся они и тогда, когда придёт благословение и всё будет понятно. Но пойдут за Господом по Его пути счастливые тем, что Христос за них выстрадал, даже когда они никем не замечаемы, когда им очень трудно, но они знают, что Господь благ. Придёт первое благословение и оно заменится глубоким внутренним действием Духа Святого, вносящим любовь Христову в сердце человека, от которой никто не может отлучить. Я понимаю бедность своего языка, неспособность ничего выразить как следует, я надеюсь только на Того, Кто может сделать больше того, о чём мы просим и о чём помышляем.

Хочу предложить вам сделать следующее, не обидьтесь на меня, пожалуйста. Давайте мы сейчас встанем на колени, не посмотрим на каменный пол, встанем, как когда-то братья наши вставали в бурах и среди нар, встанем на колени и попросим, чтобы Бог научил нас, чтобы мы могли научить народ. Да благословит вас Господь. Аминь.

 

    Ричард Циммерман, епископ, Германия