Благодать - проповедь Ричарда Циммермана

Нам очень важно правильно понимать сущность служения в нашей жизни, восприятие благодати, принципы хождения в благодати и плоды хождения в благодати. Это очень серьезно для христианина, потому что Библия неоднократно говорит нам о значении благодати в деле нашего спасения, в деле нашего служения, и человек, который не понимает этого и не живет благодатью, либо обречен на законничество, либо на погибель вообще.

Но дело в том, что даже среди верующих обнаруживается достаточно неправильное, я бы сказал, младенческое, восприятие благодати, непонимание, что такое благодать и как ею можно жить.

Эти рассуждения заставили меня задуматься, и я понял, что об этом надо говорить. Некоторые рассуждают: «Я не могу идти за Богом, Бог меня оставил». — «Как ты это узнал?» — «В начале я все чувствовал, так было хорошо, а сейчас я ничего не чувствую, я не могу, у меня ничего не получается».

Что же, человек перестал жить в благодати? Когда мои дети были маленькими, я брал их на руки, носил, целовал и утешал. И они понимали, что папа их любит. Вы догадываетесь, что я их давно на руках не ношу, но это не значит, что я перестал их любить. Иногда мне приходилось им давать шлепки. И когда в одной из бесед я им объяснил, почему я это делаю, то один из них сказал: «А я думал, что ты на меня злишься».

У нас бывает подобное отношение к Божьей благодати, — чисто младенческое. Вот об этом я хотел поговорить.

Во многих псалмах — 105, 106 и других мы встречаем такой стих: «Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его». Мы не сможем понять Божью благость, если не будем знать Бога, потому что милость Бога, благодать Бога (я чуть позже скажу об их взаимосвязи) связаны с благостью Божией. Это черта Его характера.

Если мы хотим понять, что такое благодать, то мы должны знать характер Бога. Это не то, что можно по пунктам расписать; благодать — это характерная черта личности Бога, и вблизи Бога человек понимает, что такое благодать.

Благодать — это не наши чувства, это не наши глубокие размышления или что-то другое, о чем мы можем рассуждать.

Благодать — это то, что есть в Боге.

Человеку, который подошел к Иисусу и сказал:

«Учитель благой...», Он ответил: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог» (Мф.19:17).

А ап. Павел говорит:

«Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены» (Еф.2:4-5).

Повторяю, благодать является частью характера Божьего, Его благости, которая открывается нам в Иисусе Христе. И ап. Петр называет Бога Богом всякой благодати (см.1Пет.5:10). Итак, благодать — это то, что исходит от Бога, то, что является благостью, данной нам Богом в Иисусе. Заметьте, мы часто употребляем слова «милость» и «благодать».

В Ветхом Завете слово «благодать» употребляется редко, а в Новом Завете очень часто. Но в Ветхом Завете очень часто встречается слово «милость». Это не совсем случайно. И это тоже позволяет нам понять сущность благодати. Я думаю, что благодать и милость в каком-то смысле как бы две стороны одной медали. Но в них есть некоторая разница.

Ветхий Завет показывает, что Бог, по милости, прощал и принимал Свой народ. Но Новый Завет говорит нечто другое: Бог по Своей великой благодати пришел на эту землю. Если вы откроете Деяния Апостолов 7:46, то там сказано о Давиде, что он обрел благодать пред Богом. Это из проповеди Стефана перед синедрионом. Это одно из немногих мест, где говорится о благодати Божьей, которую имел человек в эпоху Ветхого Завета.

Если мы откроем 2-ю книгу Царств, 7-ю главу, там Давид говорит, что он хочет построить храм. Вы помните ответ Нафана?

«Все, что у тебя на сердце, иди, делай». Почему? Потому что «Господь с тобою» (ст. 3). Это — благодать, что Господь с тобой. «И мы можем сформулировать, что благодать — это Божье присутствие в жизни человека. Благостное Божье присутствие в жизни человека. Закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. Бог, пришедший на эту землю, Бог, вошедший в нашу жизнь, дал нам эту благодать по великой благости, данной нам благодатью в Иисусе Христе. Слава Господу!

Благостное присутствие Христа в жизни составляет корень жизни и служения Нового Завета, и в этом сущность благодати. Христос говорит ученикам, которые хотели свести огонь на землю:

«... не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9:55-56).

Это служение Нового Завета, о котором также говорится:

«Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас, от имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо незнавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2Кор. 5:18-21).

Это служение примирения, служение, которым мы открываем сердце для Христа: Христос в нас, упование славы. Хвала Ему! Это и есть жизнь в благодати. Это не то, что мы можем почувствовать, хотя мы можем это и почувствовать. Это не то, что мы можем осмыслить, хотя мы что-то из этого понимаем. Это не то, что я могу явить моими делами, хотя оно присутствует каким-то образом и в делах. Это некая неуловимая вещь, которая, однако, проявляется в том, что Христос пребывает в нашей жизни и наша жизнь сокрыта во Христе.

Слава Господу! Такая позиция дает нам возможность очень многие вещи по-другому понять. Всякий человек, который переносит скорби, страдая несправедливо, делает благоугодное Богу. Когда Христос учит, что ударившему тебя по одной щеке подставь другую, Он нас не к подвигу зовет. Хотя в своем роде это может быть очень мужественное служение. Но за этим стоит желание научить нас жить как Христос. А по-другому мы в благодати жить не можем, потому что жить со Христом— это что делать? — следовать за Христом. И в этом состоит сущность благодати.

Есть только одна вещь, которая действительно уводит нас от благодати: это чтобы какой горький корень не возник и им не осквернились многие. Это когда человек отворачивается от Бога, выбирает свои пути, оставляет Христа, теряет доверие к Нему и фактически живет своевольно, распиная этим Иисуса Христа.

Правильное понимание сущности благодати таково, что если тебе плохо, это не значит, что ты без благодати; если тебя кто-то не любит, это не значит, что ты без благодати; если ты унижен, это также не значит, что ты без благодати, если ты в искушении, и это не значит, что ты без благодати!

Ты без благодати, если ты не следуешь за Иисусом Христом. Это сущность. Если вы сейчас просмотрите вашу жизнь, то вы должны будете сказать, что там, где вы думали, что Бог вас оставил, вы просто-напросто проявили неверие. Это то, что я хотел сказать о сущности благодати. И это, по сути, служение Нового Завета.

Прочтем из послания к Ефесянам 2:7-8:

«дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар».

Итак, Слово Божье нам говорит, что в деле нашего спасения решающее значение имеет богатство Божьей благодати в грядущих веках, и никакого другого варианта для нашего спасения не существует. И тогда я хочу прочесть из 2Кор.6:1:

«Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами».

Это очень страшные слова, но также очень важные слова: «Чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами». Есть люди, которые не понимают благодати и тем делают ее в своей жизни тщетной. Что такое тщетно? Это напрасно. Ап. Павел дает нам определенное увещевание, чтобы Божья истина, Божья благость не была для нас напрасной, если мы что-то не то делаем или неправильно в этом вопросе стоим.

Откроем послание к Евреям. Здесь цитируется пророк Иеремия:

«Но пророк, укоряя их, говорит: «вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывесть их из земли Египетской; потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь.

Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь:

"вложу законы Мои в мысли их и напишу их на сердцах их, и буду их Богом, а они будут Моим народом. И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня. Потому что Я буду милостив к неправдам их и грехов их и беззаконии их не воспомяну более" (Евр.8:8-12).

Чтобы благодать не тщетно была принята нами, Павел, повторяя слова пророка Иеремии, говорит о Новом Завете, который есть Завет благодати, и подчеркивает здесь две вещи, которые делает Христос, входящий в нашу жизнь: Он прощает наши грехи и через это открывает нам любовь Божью. Новый Завет дает нам познание Бога в прощении грехов; Бог их не вспоминает, и это открывает нам любовь Божью. Слава Господу! Это только одна часть двустороннего служения благодати. Вторая часть заключается в следующем: «вложу законы мои в мысли их и напишу их на сердцах их».

Христос, вошедший в нашу жизнь, принес нам примирение, принес прощение и вносит Свои законы в наши сердца. Если я принял прощение Христа и не даю Ему делать вторую часть, то тогда я буду благодать превращать в повод к распутству, и она будет тщетно принята мной. Если я буду пытаться извлекать из служения Христа одни только правила, то у меня никогда ничего в сердце не напишется, потому что я Бога не знаю и никогда Богу угодить не смогу.

Хочу обратить также внимание на наше оправдание по благодати. Написано, что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Божьей во Христе Иисусе. Необходимо глубоко усвоить, что мы получаем прощение и оправдание только Божьей благодатью. Очень многие люди в момент своих искушений теряют этот фундамент и делают благодать, которую Бог им обильно дал, тщетной, потому что чего-то не чувствуют, чего-то не понимают, чего-то не видят, а по сути не верят в оправдание, данное нам — по чувствам? — нет, по вере в Иисуса Христа.

Речь не идет о том, что мы можем верить и делать что хотим, но это должно быть правильно понято. Оправдаться своими делами, своим состоянием, своей духовностью невозможно по очень простой причине. Когда мы так пытаемся оправдываться, мы сравниваем себя с другими людьми и думаем, что мы не такие уж плохие. И ап. Павел, когда хотел показать эту мысль, что человек не оправдывается делами, он привел в пример не грешника, но весьма святого человека. Он сказал: «Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом» (Рим.4:2).

Авраам достойный человек. Он имеет великую похвалу. Но для Бога этого мало. И дело не в том, что мы не должны делать дела, не должны советоваться, дело в другом: сколько я ни стараюсь — этого не хватит, никогда не хватит. И ты войдешь в небо только на одном основании — на основании крови Христа, Духом Бога живого, надеясь на Него. И мы никогда, никогда не сможем оправдаться своими делами. Есть Один, Который пришел на эту землю и отдал Свою жизнь, чтобы сказать каждому уверовавшему в Него: «А теперь это Мое».

Это не только уплата долга за наши грехи, но и нечто другое. Он отдал Свою жизнь для нас, но этот дар нам не принадлежит. Он никого не спросил и вознесся на небеса. А подарок так просто забрать нельзя, подарок мне принадлежит. Но дар Божий во Христе Иисусе заключается в том, что Бог во Христе примирил с Собою мир. И Он пришел спасти Своих людей от грехов их, людей, принадлежащих Ему. И наша вера, наше доверие Ему в том, что мы Его — это основа нашего спасения.

А другая сторона заключается в том, что Он говорит: «вложу законы Мои в сердца их и в мыслях их напишу их» (Евр. 10:16).

Иисус Христос приходит к тебе и говорит: «Ты Мой». И тогда ты открываешь свое сердце, чтобы Он писал там Свои законы, вкладывал их в тебя. Если ты этого не делаешь, то, пришедший в твою жизнь Христос, пришел напрасно. Если мы не даем принадлежащего Ему места, то тогда мы превращаем Его приход в нашу жизнь в тщету. Но это не значит, что я своими делами оправдался.

Он будет писать Свои законы в твоем разуме и вкладывать в твое сердце, и это написание будет определенным образом происходить. Оно будет что-то с тебя спрашивать, но это работа Божья, и она никогда не станет твоей работой. Это есть действие благодати в нас. Оправдание независимо от дел и служение Богу в обновлении духа. Слава Господу!

Это жизнь в благодати. Бог пишет Свои законы в наших сердцах и вкладывает их в наши мысли.

Во Второзаконии 8:2-5 написано:

«И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет. Он смирял тебя, томил тебя голодом, и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живет человек. Одежда твоя не ветшала па тебе, и нога твоя не пухла, вот уже сорок лет. И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего». Вот как Он пишет!

«В Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс.138:16).

Так Бог пишет. «Это, наверное, рок, это, наверное, судьба! Ты смотри, что написано!» Да, нет, это не рок, не судьба, Он знает тебя хорошо и меня знает. Он знает, какого тебе начальника поставить и где сменить хорошего на плохого и где плохого на хорошего. Он знает, что с тобой должно произойти. Он знает, когда ты останешься без работы и когда тебе станет трудно. Он ведет тебя и учит тебя, как отец учит сына своего. Если ты это прослушал, если ты это потерял, то ты благодать превращаешь в повод к распутству.

В Рим. 14 есть место, которое любят читать на похоронах, но оно для нас, живых, написано:

«Ибо никто из нас не живет для себя и никто не умирает для себя, а живем ли — для Господа живем, умираем ли — для Господа умираем. И потому, живем ли или умираем, — всегда Господни. Ибо Христос для того и умер и воскрес и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» (Рим. 14:7-9).

Слава Богу!

Господь господствует над нами и Его господство выражается в том, что Он пишет в наших сердцах то, что Он хочет: обстоятельства нашей жизни и всё, через что мы проходим. Поэтому, когда ты несправедливо обижен, не спеши говорить: «я разочаровался в этих верующих». Не забудь, что в этот момент рука Иисуса пишет в твоем сердце то, что может быть никогда в других условиях написано быть не может. Это будет какая-то прекрасная строчка в твоем разуме и в твоем сердце. Не спеши от этого уходить. И даже если у тебя не получается подставить вторую щеку, когда тебя бьют или с тобой резко говорят, не спеши говорить «нет», не спеши уходить.

Во время гонений одну сестру вызывает следователь, а у нее на сердце спокойно, даже благодушно. Она думает: «Я в искушении, что-то не так». А когда пришло время идти, ей стало плохо. И тут она поняла, что Бог ее благословлял, поддерживал, а она этому не поверила. Она начала каяться, и Бог снова дал ей мир. У нас так бывает. Все гудит и шумит вокруг, а внутри что-то нежно и тихо говорит: «Обратись к Иисусу Христу». А другой голос рядом: «Я дам тебе колесниц, наберешь ли ты всадников для них?» Так Рабсак говорил Езекии. Этот голос и нам говорит:

«Посмотри на свои проблемы, можешь ли доверяться, что Господь любит? Можно ли этому покою, который приходит в сердце, доверяться?»

И ты теряешь то, что Господь дает. Он хотел тебя утешить и благословить, а ты собрался сражаться. У тебя всадников все равно не хватит и колесниц у него больше.

Это есть служение в обновлении духа. Мы принимаем благодать как Божью милость к нам, которая открывает нам знание Бога в прощении грехов во Христе Иисусе, Которому мы открываем свое сердце, чтобы Он господствовал над нами. И наши проблемы мы принимаем от руки Того, Кто Свою любовь доказал не дачами, не любовью ближних, а крестом Голгофским. Посмотри на это, вспомни, что Он учит тебя, как отец учит своего сына, и пойди за Ним...

Ричард Циммерман,

епископ, Германия