Проповедь В Мурашкина - Говори, Господи ибо слушает раб Твой

Господь придавал большое значение тому, чтобы народ Израильский знал каждый лично своего Господа и повиновался Ему не понаслышке, не через пророка, но лично слушал Его и ни с кем не путал. «И сказал Господь Моисею: вот, Я приду к тебе в густом облаке, дабы слышал народ, как Я буду говорить с тобою, и поверил тебе навсегда» (Исх. 19:9). «На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане» (19:16). Но народ, убоявшись голоса громов и молний, трубного звука и вида горы, пылающей огнём, отступил назад за горизонт. И как только они перестали слушать глас Господа и звук трубы Божией, так вскоре уклонились и стали слушать голос своей плоти, вспоминать египетскую культуру, а Аарон послушался голоса народа, который потребовал сделать бога в виде золотого тельца. И закончилось это тем, что «... сел народ есть и пить, а потом стал играть» (Исх. 32:6).

Позднее, Господь продолжал настаивать: «Если ты, когда перейдете за Иордан, будешь слушать гласа Господа Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня, то Господь Бог твой поставит тебя выше всех народов земли; и придут на тебя все благословения сии и исполнятся на тебе, если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего» (Втор. 28:1—2). Но вся история народа Израильского показывает, что запинавший их грех непослушания не давал им этого делать.

Апостол Павел, обращаясь к церкви, напоминает: «Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес» (Евр. 12:25). Отвращает «греховное тело плоти» (cм. Кол. 2:11), которое, имея падшую природу, живёт по иным законам, чем возрождённый дух. Оно постоянно препятствует слышать голос Духа Святого. Павел пишет об этом: «Но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного находящегося в членах моих» (Рим. 7:23). И ещё: «... и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа» (2Кор. 5:6). Поэтому один и тот же человек умом служит закону Божьему, а плотью остаётся пленником закона греховного (cм. Рим. 7:25). От Адама он унаследовал раздвоенную природу и не может слушать только один голос Божий, и в этом состоянии не может иметь покоя. Поэтому Павел сокрушается: «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7:24). Он вывел закон, что все свои добрые намерения не может довести до совершенства по причине противодействия закона греховного, живущего в его членах. Он даёт не двусмысленное определение этому закону: «Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим. 7:20).

Здесь нужно уточнить, что грех, или «греховное тело плоти» появилось впервые у Адама и Евы в результате первородного греха — непослушания Богу и добровольного повиновения дьяволу. Оно развивалось в падшем человеке как злокачественная опухоль, состоящая из ветхого «я», страстей и похотей, которые противятся Богу и покориться Ему не могут. Это тело не является само по себе ни бесом, ни демоном, но есть греховное состояние самого падшего человека. Когда человек обращается к Богу, видимая часть этого тела обрезается покаянием, а невидимая, — намерения и помышления сердечные, — контролируется новой духовной природой. Но и эта оставшаяся часть греховного тела плоти подлежит полному уничтожению через смерть Иисуса Христа, как написано: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1Кор. 11:26). Если эта оставшаяся часть, как малая закваска не уничтожается, то «греховное тело плоти» может опять взять власть над рождённым свыше человеком, сделать его непослушным Богу и даже рабом греха. «Нечем вам хвалиться. Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто?» (1Кор. 5:6, Гал. 5:9).

Эффективное средство освящения — учение о кресте, на котором греховное тело плоти верою распинается со Христом, сообразуясь смерти Его. «Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху…» (Рим. 6:5). «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5:24).

Пока человек остается жить во плоти, у него есть опасность ослабеть в вере, сойти со креста, чтобы немного отдохнуть от борьбы и пожить для себя, и он может вернуться к своим плотским помышлениям (см. Рим. 8:6). В этом смысле «... блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними» (Откр. 14:13). Они имеют огромное преимущество перед теми, кто остаётся жить во плоти.

Со времён грехопадения в раю человек раздвоился и носит в себе эти две противоположные природы, причастные к добру и злу, способные слушать голос Божий и голос искусителя — дьявола. Поэтому падшая природа человека, даже и после обращения, имеет в себе самой линию фронта между этими двумя царствами света и тьмы, как сказал Бог Моисею: «брань у Господа против Амалика из рода в род» (Исх. 17:16). «Итак, тот же самый, я умом моим служу закону Божию, а плотью закону греха» (Рим. 7:25). Эта непрестанная борьба двух противоположных природ, со временем, может утомить человека и он вынужден искать обещанный Богом совершенный покой.

Рождённому свыше даётся способность знать голос своего Пастыря (cм. Ин. 10:27) и отличать от голоса греховного тела плоти, ведущего к таким делам, которые суть: «прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство… и тому подобное» (Гал. 5:19), избегать повиноваться похотям, поступая по Духу. Но, в силу своего младенчества, некоторые верующие, не способны отличать голос искусителя, когда он принимает вид ангела света, и подходит со стороны праведности, святости, ревностного служения Богу. Если лукавому не удаётся уловить святых в грех делами плоти, то есть «слева», то он увлекает их в непослушание Господу, подойдя «справа», уводя на дорогу ложного смирения или самовольного служения. В конечном итоге его цель одна: «…украсть, убить и погубить» (Ин. 10:10). При этом он использует в каждом человеке свою собственность — «греховное тело плоти», как орудие. Будучи неотъемлемой частью самого человека, это тело может подавать ложные идеи, быть источником навязчивых мыслей, смущать страхом, или предложить образ самовольной праведности. «Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией» (Рим. 10:3). Неопытный человек воспринимает голос искусителя в среде листьев страстей и похотей своего плотского дерева за вразумление от Бога, на самом деле становясь непокорным Богу, как это произошло с Саулом, когда он не точно последовал повелению Господа. «И сказал Самуил: а что это за блеяние овец в ушах моих и мычание волов, которое я слышу? …ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем» (1Цар. 15:14,23).

Причина падения многих помазанных Божьих служителей кроется в том, что они перестали в точности руководствоваться Словом Божиим.

Можно ли священнодействовать во славу Божью, продолжая слушать голоса греховного тела плоти, а не голос Христа? Как сблизиться с Ним, чтобы всегда иметь совет только от Него, и ни от кого другого? Сколько суеты и потерь бывает из-за этого! Какой же выход из этой ситуации предлагает Писание?

Далее, в послании к Римлянам, Ефесянам, Галатам, и Коринфянам апостол Павел подробно открывает тайну домостроительства благодати и план вхождения в завершающий его этап — покой: «Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы, уверовавшие, так как Он сказал: «Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой», хотя дела Его были совершены еще в начале мира» (Евр. 4:1-3). Павел говорит, что покой для человека был совершён в начале мира, а на Земле явлен Сыном Божьим в конце времён. В покой, как в обетование, нужно уверовать. Иисус показал в Себе пример совершенного покоя Божьего, когда говорил: «…тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю» (Ин. 8:28). Уверовавшим остаётся только возжелать войти в покой.

О нас же, как о потомстве долговечном, Он говорит: «Это — покой Мой на веки: здесь вселюсь, ибо Я возжелал его» (Пс. 131:14). Павел подтверждает: «Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2Кор. 6:16). Покой, — вечное субботство, является прообразом славы Божьей в Ветхом Завете и основной целью Нового Завета: «Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иер. 31:33). «И заключу с ними вечный завет, по которому Я не отвращусь от них, чтобы благотворить им, и страх Мой вложу в сердца их, чтобы они не отступали от Меня» (Иер. 32:40). «И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, — и покой его будет слава» (Ис. 11:10). «Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» (Евр. 4:10). В Библии имеется много обетований полного освобождения от рабства греховной плоти в свободу славы сынов Божиих. Все они связаны с приходом на Землю Мессии, Сына Божия. Вот некоторые из них: «Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф. 1:23). «Родит же Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1:21). «…Как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова» (Рим. 11:26). «Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти» (Рим. 8:12).

У Апостола Павла этот план дан в развёрнутом виде: «Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира; но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (Гал. 4:3-5). По Павлу вхождение в покой характеризуется двумя очень важными признаками полного возраста Христова: «усыновление», которое должно закончится «искуплением тела нашего» и уподобиться телу Его. «Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все» (Фил. 3:21). «Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8:22-23). «Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью» (2Кор. 5:4). Полное «усыновление» и окончательное «искупление» тела нашего и есть вхождение в покой Христов. «Греховное тело плоти», названное Павлом «греховным телом смерти», должно обрезаться, то есть умереть в нас, а мы — измениться. Возможно ли это? Апостол Павел возвещает нам эту тайну: «…не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью» (2Кор. 5:4). Оказывается, всё смертное может быть поглощено преизбыточествующей благодатью Христовой, «Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все» (Фил. 3:21). Это осуществится, только если мы поверим благовествованию. Поглощается тело греховное, а сотворённое здоровое — оставляется. Благодать Божия в силе, как огонь поядающий, может сойти на терновый куст, но ему не повредить (cм. Исх. 3:2), верёвки сжечь, а отроков сохранить от пламени огня (Дан. 3:27). Это может делать только Сын Божий, когда крестит Духом Святым и огнём, чтобы сотворить у любящих Его обитель и сделать свидетелями верными и истинными (см. Деян. 2:3, Ин. 14:23). Только Он может совершить нерукотворное обрезание «греховного тела плоти», как написано: «В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2:11). Иоанн пророчествовал о Нем: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф. 3:11). Сам же Иисус говорил: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лк. 12:49).

Силою Духа Святого Иисус приходит к человеку, творит обитель и вселяется в него навсегда: «А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Рим. 8:10,11,14).

 

Выводы

 

Сделаем обобщение всему вышесказанному. Здесь поднята проблема начального и конечного этапов освящения. Я бы сказал и больше чем освящения: приведение в завершение главной цели Нового Завета, выраженной у Павла так: «Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2Кор. 6:16). Служащие Ему должны войти в славу Его покоя, как написано: «Это покой Мой на веки: здесь вселюсь, ибо Я возжелал его» (Пс. 131:14).

Поэтому, когда исполняется время полного духовного возраста и человек посвящает себя на служение Богу, тогда Божии требования к нему намного возрастают и он от воли благой и угодной призывается перейти к воле совершенной (cм. Евр. 6:1, Рим. 12:2). Требования к новозаветным служителям, намного выше, чем к левитам и священникам в Храме, которым Бог говорил: «Итак для вас, священники, эта заповедь: если вы не послушаетесь и если не примете к сердцу, чтобы воздавать славу имени Моему, говорит Господь Саваоф…» (Мал. 2:1-2). Воздавать славу, разумеется, не устами только, но плодами своего служения и последующими знамениями славы Божьей (см. Мк. 16:16; Рим. 15:19). Эта слава была явлена в жизни и служении Сына Божия. Такими Он хочет сделать Своих служителей Нового Завета. «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8). И Он исполнил это обещание в День Пятидесятницы, излив на учеников Святого Духа в полном объёме, обещанного через пророка Иоиля. Излияние Духа на «рабов и на рабынь» должно быть в силе огня и сопровождаться внешними знамениями славы Божией (евр. — Шекина). (Иоиль 2:30, Мк. 16:17). Этот огонь Его любви и видимое присутствие славы Божьей производит в учениках обрезание всего, что чуждо Царству Божию, и тогда смертное должно быть поглощено жизнью (см. 2Кор. 5:4). Тогда человек принимает в своем духе «печать усыновления, искупления тела» и совершенный образ Его смирения, как написано: «Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2:8), чтобы смерть Господню возвещать, доколе Он прийдёт, и не только смерть, но и силу Его воскресения, потому что она уже будет по праву принадлежать тем, кто познал Его, как написано: «Чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его» (Фил. 3:10).

В познании и стремлении пережить этот долгожданный опыт и заключается последний шаг восстановления (реформации) для церкви последнего времени.

Владимир Мурашкин.