Устрояйте из себя дом духовный

Слава Господу, братья! В послании к Титу написано: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержен, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтоб он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать. Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти» (Тит. 1:5-11).

Апостол Павел говорит своему ученику, что оставил его в Крите (остров в Средиземном море), чтобы тот поставил по всем городам пресвитеров. Братья, как все вы здесь служители: диаконы, пресвитеры, епископы, то хочу обратить ваше внимание на то, что не для города ставится пресвитер, а для собрания народа. Значит, в Крите собрания народа уже были, а пресвитеров не было, поэтому Павел и говорит «недоконченное», то есть чтобы Тит поставил пресвитеров.

Апостол Павел показывает своему ученику и качества пресвитера. Хотя мы все здесь служители и все это знаем, но нам нужно напоминать себе и прислушиваться в собрании, особенно в данный момент на съезде, каким должен быть пресвитер: прежде всего, у него должен быть устроен дом и все в доме: и жена и дети. Он должен быть муж одной жены. В одном месте, в служении, где было много народу, мне подали записку с вопросом: «может ли сестра быть пастырем?» Отвечая на этот вопрос, я предложил открыть Библию, Евангелие и прочитать это место: «муж одной жены» (Тит. 1: 6). «Сестра, — спросил я, — написано у вас так, или у вас, может быть, другое Евангелие? Прочитайте с места». И в зале начали восклицать: «Аллилуйя! Аллилуйя!» Народ уже томился от того постановления, которое там учредили.

В 9-м стихе прочитанного в начале места Писания говорится, что пресвитер должен быть не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан. Значит, могут быть и невоздержанные. «Плод же духа... воздержание. На таковых нет закона» (Гал.5:22,23). Просмотрим сегодня наши качества, как служителей: ваши, мои, наши. Насколько 'мы воздержаны в ответах на заданный вопрос, насколько мы способны слушать. Способны ли мы тщательно разбирать дело или мы выдаем обвинение сразу. На все это мы должны сегодня обратить особое внимание.

Дальше в тексте Писания сказано: «... держащийся истинного слова, согласного с учением». Значит в Крите уже было преподано слово и учение. Титу предстояло поставить пресвитеров из возросших в слове и держащихся истинного слова, согласного с учением.

Христос сказал такие слова: «Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю. Говорящий сам от себя ищет славы себе» (Ин.7:16-18), «Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец» (Ин. 12:50). Вот откуда пришло к нам учение. Христос принес его нам от Отца. Христос сказал, что Он говорит, как сказал Ему Отец. Это очень важно.

В настоящее время многие опираются на Библию, они читают, говорят, но учения у них различные и чуждые, совершенно не соответствующие Писанию. У них свой порядок, установления, музыка, они поют, но учение их не соответствует истине. Есть еще и еретические учения, и их много.

Очень важно для нас, служителей, в настоящее время стоять в истинном слове, согласном с учением. Павел говорит: «Чист я от крови всех; ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию» (Деян.20:26-27). Служители, мы будем виновны пред Богом в том, что не открывали народу Слово и сами не становились в Слове, чтобы стоять, А если мы сами не стоим в Слове, то не можем возвестить этого и народу. «Научите все народы», — так Христос сказал Апостолам, — научите и крестите, «уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф.28:19, 20). Это обязанность всех служителей.

Апостол Павел по прошествии времени приказывает Титу поставить в Крите пресвитеров по всем городам. Значит, там уже были церкви, но не было того, что нужно. Может быть, диаконы уже были, как мы рукополагаем по местам братьев в диаконы, но пресвитера там еще нет и мы считаем, что это не полноценно, не до конца, не довершено, надо довершить начатое, недоконченное.

Пресвитер должен быть «держащийся истинного слова, согласного с учением, чтоб он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит. 1:9).

Но бывает в церквях бедственное положение, порой братья приглашают к себе на семинары людей из другого учения и сами ходят к ним. И народу не запрещают, но научают: пойдите, посмотрите, мол, может понравится. Такой служитель, братья, не пастырь. Он не пасет. Написано: «Надзирая». «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним» (1Пет.5:2). То есть, наблюдайте за народом. Выслушаем все это внимательно, потому что отсюда мы все поедем на труд, но прежде мы сами себе должны четко уяснить то, что будем преподавать народу. «Исследуйте Писания» (Ин.5:39). Мне часто приходится бывать в собраниях. И случается — встает брат, читает и ошибается, а народ слушает.

Братья, сегодня нам необходимо возлюбить чистое словесное молоко, дабы от него возрасти нам во спасение.

Сказано: «Ибо вы вкусили, что благ Господь. Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный» (1Пет.2:3-5).

Служитель должен быть духовный. Братья, мы должны молиться, чтобы служители не были душевными, но чтобы были духовными. Чтобы они отвечали народу согласно Писанию, чтобы, отвечая на нужды, обязательно подтверждали совет местом Писания: держащийся истинного слова, согласного с учением, чтоб он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать. «Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста» (Тит. 1:10-11).

О, в наше время эта чаша переполнена. И это верующие, христиане.

Ниже, в той же первой главе послания к Титу написано: «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть. Они говорят, что знают Бога (это не неверующие люди, потому что знают Бога), а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу» (Тит. 1:15-16). Братья, «делами вера достигает совершенства», «вера без дел мертва» (Иак. 2:22,20). И эту мертвость вынашивают определенные сердца, поэтому мы обязаны пред Богом осветить это.

Если живой служитель, а духовно слабая церковь, то он, живой, всю церковь сделает живой. Но если живая церковь, но духовно слабый служитель, невозросший, он всю церковь сделает хуже себя.

Поэтому сегодня мы с вами в ответе пред Богом, Который сказал, что Он поставил нас пасти Церковь Его, которую Он приобрел кровию Своею. «Внимайте себе и всему стаду» (Деян.20:28). Сначала себе, а потом стаду. Сегодня нам нужно об этом молиться, потому что у нас не все удачно. У нас есть сложности в определенных местах. У нас есть даже недолжное слияние в определенных местах. Мне пришлось услышать такое: позвали из Америки, из другого учения, чтобы те среди наших, крещенных Духом Святым, провели семинар. И стали внутри церкви разделяться мнения. Одни говорят: «Ну как же так, они крестят — только брызгают, планируют семью, хотя прямо этого они и не говорили, но они направление нам показали».

Братья, отрезвитесь! Отрезвитесь. Кто такое делал — грех. Этого не должно быть. Нет ничего общего у верного с неверным. Если люди в чуждом Евангелию понимании, а мы с ними имеем общение, то такое общение ради чего-то другого, но не ради Духа и подъема церкви. Мне задают вопросы: «Почему так?» Написано: «Остерегайтесь производящих разделения» (Рим. 16: 17). Они, вроде бы и не производят разделения, они приехали на семинар, но у них другое, чем у нас и чуждое Евангелию учение, а они «ласкательством и красноречием» приобретают симпатию и часть народа начинает уважать их и вы сами создаете себе оппозицию.

Был такой случай. Из другого течения строили дом и наш брат, по слабости, молодой еще служитель, дал им слово. Я ему сказал: «Ты что делаешь?» А он: «Брат, знаешь, как они сказали слово, весь народ слушал». Я ему говорю: «Еще дай им слово два раза и ты увидишь, где будет народ, ты останешься служителем без народа, а те завладеют душами, за которые Христос умер».

«Они говорят, что знают Бога; а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу» (Тит. 1:16). О чем это говорит?

О том, что там нужно покаяние. И такими были некоторые из нас.

Мы не сразу стали достигшими определенного духовного уровня. Над нами много потрудился Господь. Но освятились. И омылись кровию Господа и Духом Бога нашего. «Но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1Кор.6:11).

Братья, у кого сегодня есть брожение, там нет достойного покаяния в определенных вещах. В труде вашем вы это встречаете, это не ново. Давайте молиться, чтобы Бог всем нам помог и если были такие пути, остановитесь на путях ваших. Мы знаем, что иностранцы предлагают нам трудиться с ними. В чем? Они уже видят, что мы их так не принимаем, начали предлагать кассеты. Мы согласились: «Давайте, — говорим, — нам чистые видеокассеты». «Нет, — говорят, — мы их вам запишем, а вы их распространите».

О, вот это уже «вливание»!

Если подобное делается у кого-то, братья, мы будем виновны. Павел говорит, что он не упускал возвещать всю волю Божию и что чист он от крови всех.

Есть братья — очень легко проповедуют: повеселят народ, повеселят, ну и хорошо. У них такое служение традиционное, постоянное, а чтобы научить народ, раскрыть, развернуть тему, этого не ведется. И вроде бы все мирно, хорошо, вопросов нет. В таком положении, братья-пастыри, нужно взывать к Богу, молиться, чтобы Бог дал нам Слово, вложил Слово.

Он нас избрал для этого и хочет, чтобы мы взыскали Господа, и Он дает нам, ибо Господь говорит: «Ищущие Меня найдут Меня» (Пр.8:17). Поэтому будем искать Господа, призывать Бога и силу Его для устроения тех церквей, которые Господь нам вверил.

Да благословит нас Господь и поможет нам!

Степан Костюк,

епископ, Москва