Проповедь - Три действия креста

ВСТУПЛЕНИЕ

В Новом Завете есть очень важные условия, поставленные Самим Христом, соблюдение которых даёт возможность иметь веру и дерзновение войти в небесный град воротами. В то же время несоблюдение этих условий может сделать человека недостойным Иисуса и привести к потере права на спасение. Незнание или небрежность не могут быть извинением. Какие же условия поставил Христос верующим, которые желают придти туда, куда Он их зовёт? Мы узнаём о них, когда читаем: «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф.16:24). Вот эти три основные условия: отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мной. Иисус, желая усилить акцент на одном самом важном условии, добавляет: «и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф.10:38). Как понять: «не достоин Меня»? Нужно здесь подчеркнуть, что Иисус не говорит, что человек, поступающий так, согрешает, но он становится недостойным Его Самого, а значит и возможности воспользоваться Его спасением.

С уверованием и принятием Его спасения, познание славы Божией не заканчивается, но только начинается. Об этом говорил Апостол Павел: «Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы» (Кол.1:27, см. 2 Кор.3:7-12). Но слава Божья открывается только на пути следования за Иисусом, когда чадо Божье растёт возрастом Божьим. А следование за Ним подразумевает отвержение себя и взятие креста своего. Только при этих условиях любой ученик Иисуса может многому научиться от Него и войти в Его славу ещё при жизни. Если эти условия не соблюдаются в то время, когда Он сказал: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин.14:15), то появляется множество «учеников», «всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины» (2Тим.3:7).

УЧЕНИЕ О КРЕСТЕ - КЛЮЧ К ЦАРСТВУ НЕБЕСНОМУ

На пути следования за Иисусом и вхождения в Его славу тема о кресте является одной из ключевых в Новом Завете. Кто взял этот ключ, - «таковых есть Царство Небесное» (Мф.19:14). Без этого ключа Царствие Божие не может открыться. Если не войти в Царство Небесное при жизни, нет никакой гарантии, что можно войти в него и после смерти. Все обетования Божии, в том числе и жизнь вечная, даны живущим на земле. Енох при жизни научился ходить с Богом и «прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу» (Евр.11:5). Авраам поверил Богу и стал наследником мира (см. Рим.4:13). Иисус ещё при жизни Своей на земле получил свидетельство, что угодил Отцу (см. Мф.3:17; 17:5). Так и у каждого из нас дело спасения ещё при жизни будет испытано и взвешено на весах. И если окажется, что оно не основано исключительно на Краеугольном Камне - Христе, оно не устоит в день посещения. «Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию?» (1Пет.4:17). «А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня», то есть пойдёт на суд (1Кор.3:15). Вот почему так важно получить ещё при жизни свидетельство от Бога, что имеешь свободный вход в Царство Небесное и он открыт для тебя. Эту уверенность вселяет в нас Сын Божий, который говорит о Себе: «Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти» (Откр.1:18). «… И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф.16:19). Некоторые учат, что эти слова относятся только к Апостолу Петру. Есть и такие, которые учат, что и Духа Святого Он дал только Апостолам. По этой логике и Новый Завет был заключен только с маленькой горсткой первых учеников Христа. Но Апостол Павел возвещал в Иисусе спасение для всех человеков, как для Иудеев, так и для язычников: «ибо все обетования Божии в Нем «да» и в Нем «аминь», - в славу Божию, через нас. Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог» (2Кор.1:20,21). Вручая ключи от Царства Небесного Апостолу Петру, Христос передал их церкви, и в вопросе уверенности в своём спасении каждый член церкви имеет на них право.

1. В НАЧАЛЕ БЫЛ КРЕСТ ХРИСТА

Исследуя слово Божие, не трудно увидеть три действия креста нашего Господа. И во всех трех действиях открывается Путь, которым Жизнь, пришедшая в этот мир, спасает и приводит в совершенство последователей Христа.

Это первое действие креста, которое возвещается всеми евангелистами во всём мире - крест Господа Иисуса Христа как жертвенник, на котором Он, Агнец Божий, умер для умилостивления за грехи всего мира. Этот жертвенник был устроен две тысячи лет назад на горе Голгофе, как и предсказывали об этом пророки. Голгофа в реальности небольшая гора, но в духовном смысле она является очень высокой и превознесённой вершиной во вселенной. Голгофа видна со всех концов земли, свет от неё просвещает всё человечество на протяжении всей его истории. Голгофа - это перекресток путей всех времен и народов, всех событий и судеб живущих на земле. Пути, которые не пересекаются с Голгофой, ведут в ад, и люди, не примирившиеся с Богом крестом Господа нашего Иисуса Христа, идут на суд. Но именно с Голгофы берёт начало путь в небо всякого спасённого человека. Она поистине является свободным входом в Царство Небесное. Так Бог Отец возвысил Голгофу и подчеркнул роль креста на ней. На Голгофе посредством креста произошли все основные сражения и победы Сына Божьего, совершены все подвиги и закончена вся работа, какую предусматривал план Нового Завета для полного спасения человечества. «После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду… Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух» (Ин.19:28,30).

ДРАГОЦЕННОСТИ ГОЛГОФСКОГО КРЕСТА

Что же конкретно совершил Сын Божий на Голгофском кресте? На нем высвободилась Божественная сила для нашего спасения. Славою и благостью Призвавшего нас «дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества» (2Пет.1:3,4). Иными словами, Бог даровал нам возможность получить природу, характер и способности Сына Божия через познание этих обетований (обещаний). Перечислим основные из них:

1. Искупил нас от греха и суетной жизни (Откр.5:9; 1Пет.1:18; 1Кор.15:55).

2. Бог во Христе примирил с Собою мир и дал слово примирения (2 Кор.5:19).

3. Открыл источники благодати для омытия грехов и нечистоты в крови Своей (Ис.12:3, Зах.13:1).

4. Искупил от клятвы закона, пригвоздил ко кресту бывшее против нас рукописание (Гал.3:13).

5. Убил на кресте вражду (Мф.5:44; Еф.2:16).

6. Дал прощение грехов, соделанных прежде (Рим.3:25; Гал.5:5; Лк.1:77).

7. Победил мир, плоть, грех, дьявола (Ин.16:33).

8. Уничтожил грех жертвою Своею (Евр.9:26).

9. Победил смертью смерть (1Кор.15:24- 26).

10. Единократным приношением навсегда соделал совершенными освящаемых (Евр.10:14).

11. Воскрес для оправдания нашего (Рим.4:25).

12. Открыл путь в небо (Евр.10:20; Лк.23:43).

13. Навсегда воссел одесную Бога для нас (Евр.10:12).

14. Открыл путь новый и живой - входить во святилище посредством крови Его (Евр.10:20).

15. Обрезал нас обрезанием Христовым (Кол.2:11).

16. Дал мёртвость для греха и способность быть служителями Нового Завета (2Кор.3:6; 4:10).

17. Явил свет миру, - основу для рождения свыше (Мф.3:7,14,16,19).

18. Дал знамя любви и победы (Ис.11:10, 12; 49:22; 62:10; Откр.12:7).

19. Дал власть быть чадом Божьим и наступать на всякую силу вражью (Лк.10:19; Ин.1:12; Откр.12:11).

Это далеко не полный список драгоценностей Голгофского креста нашего Спасителя.

Все действия, которые там произошли, направлены для совершения нашего спасения. Их вполне достаточно, чтобы обеспечить свободный доступ в небо, в самый рай! Всё, что сделано на кресте - это божественная любовь и милость Бога: «Ибо так возлюбил Бог мир» (Ин.3:16).

Но когда Он это совершал, то не было никого, кто бы помогал Ему: ни героев, ни пророков, ни святых. Сын Божий топтал точило один: «Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною. Я смотрел, - и не было помощника; дивился, что не было поддерживающего; но помогла Мне мышца Моя, и ярость Моя - она поддержала Меня» (Ис.63:3,5). Это очень важная часть истины о спасении. То, что произошло на Голгофе, под силу было сделать только одному Богу, никакой человек не способен был помочь Ему. Даже все Апостолы оставили Его в этот момент. Поэтому вся слава нашего спасения принадлежит только одному Ему и Он не даст её иному. Он облёк свою славу в юродство проповеди о кресте. Она открывается только смиренным через веру и послушание.

Дело Сына Божия на Голгофском кресте невозможно умалить, изменить или улучшить. Это твердыня Божия, дело совершенное, пребывающее вовек! Он желает, чтобы все люди пришли к Нему и получили из Его рук спасение.

Главное для церкви - нести в этот мир Евангелие. Смерть Иисуса Христа и Его воскресение - это проповедь, подтверждаемая силой Божьей могущественно, это спасение и жизнь для погибающего мира. Проповедуя Евангелие, мы возвещаем земную жизнь, смерть, воскресение и вечную жизнь Господа Иисуса Христа (см. Откр.). Спасение грешников начиналось только тогда, когда они принимали верою и понимали, Кто такой Иисус и что Он сделал на Голгофском кресте. Иным путем спасение не может придти в мир.

2. ЛИЧНЫЙ КРЕСТ КАЖДОГО

«Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой (ежедневно) и следуй за Мною» (Лк.9:23,24. В скобках слово «ежедневно» приведено из Библии Б. Геце, что соответствует греческому подлиннику: «бери ежедневно»).

Из этого места Писания становится понятно, что Иисус не только предвозвещал о Своем кресте, но связывал возможность следования за Ним с личным крестом каждого, кто хочет быть Его учеником. Вот откуда берется понятие о личном кресте: оно происходит от креста нашего Господа. Иисус не просто проповедовал Евангелие, Он его реально прожил, будучи на земле, - Сам стал Евангелием, ибо Он сказал: «Я есмь путь, истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6).

Чтобы твердо стать на этот путь, не достаточно духовного юношеского возраста. Но лишь на этом пути можно возрасти в полный возраст Христов. Церковь - мать и кормилица, в ней, кроме младенцев, детей, отроков и юношей, должны быть и мужи и старцы. Бог заботится о Своем народе и ведет его к зрелости и совершенству во Христе. «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал.5:24).

Господь не возлагает на младенцев, детей и отроков их личный крест. Когда Его дети возрастут, станут юношами сильными, Слово Божье пребудет в них, они научатся побеждать лукавого, - тогда Он скажет им о кресте. У юношества есть свои слабые места: они самонадеянны, любят состязаться друг с другом в силе, мужестве, героизме, желают первенства, поспешны, могут увлекаться противоположным полом, - им свойственно то, что Слово называет «юношескими похотями» (см.2Тим.2:22). Именно здесь их подстерегают поражения, которые наносит им дьявол, уничижая их самолюбие, поражая гордость, сея неприязнь, ревность и вражду. Именно в юношеском возрасте верующего ждут серьёзные испытания, выйти из которых может помочь им только учение о личном кресте. Любя Иисуса, ища выхода из своего часто безвыходного положения, юноша впервые может услышать голос своего Учителя, Который откроет ему сердечные уши и даст веру поступить так, как Он поступал. Это значит, что пришло время, когда Бог начнет приводить его к пониманию личного креста, чтобы ввести в зрелость.

ВОЗЬМИ КРЕСТ СВОЙ

О несении личного креста учат не все. К сожалению, не все христиане придерживаются этого учения, а значит и не способны его проповедовать. «… если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф.16:24), «и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф.10:38).

Учение о личном кресте есть часть учения о новозаветной вере. Ветхий Завет не учил о Сыне и Его прощении и ещё не знал побеждающей силы креста. Многие, проповедуя учение Христа о личном кресте, придают ему характер заповеди дел, которые нужно исполнить. Призыв взять крест и следовать за Господом младенческим христианством формулируется как призыв к личному подвигу в подражание Христу. По-человечески, это кажется благородным делом - подражать Христу. Но когда дело доходит до отвержения своего «я», тогда все выглядит по- другому, человек начинает видеть, что он живет для себя. Ни благородные порывы, ни искание награды не дадут ему силы победить, а только обнаружат скрытое тщеславие. Призывы страдать или умирать за Христа лицемерны и весьма опасны, потому что всегда ведут к достижению собственной праведности. Такие проповедники не разумеют праведности Божьей, происходящей от веры в праведность Христову. Жертвенный подвиг Христа подменяется призывом к личному подвигу. Христос для таковых напрасно умер: они собственной праведностью упраздняют крест Христов. Обычно те, кто других призывает к подвигам во имя Христа, сами и перстом не хотят двинуть в этом направлении. Они движимы не верою и любовью к Богу, а скорее лицемерием или корыстолюбием. Но те, кто упражняются иметь самоотверженный дух Христов, забывают о себе, несут крест свой только ради Христа, молча, обычно в унижении, часто в поношении, не ожидая сиюминутного воскресения. Они никогда не призывают к этому других, а только своей жизнью подают пример.

Учение о личном кресте - это учение о любви, вере и послушании тому, что говорит Христос. А опыт личного креста базируется на вере в чудо воскресения, но для того, чтобы воскреснуть, надо сначала умереть со Ним.

Юродство креста удерживало даже искренних чад Божьих сторониться применения его в жизни. Один Господь знает, когда исполнится возраст ученичества, и Он сможет открыть уши и запечатлеть Свое наставление: «Жертвы и приношения Ты не восхотел; Ты открыл мне уши; всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал. Тогда я сказал: вот, иду, в свитке книжном написано о мне: я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце» (Пс.39:7-9). В сознании чада Божия должно наступить прозрение, что, после совершенной жертвы Христа, Бог не требует от нас жертвы, а призывает исполнять Его волю о личном кресте. Как только в сердце происходит этот решительный поворот и уста уже готовы сказать: «вот, иду; в свитке книжном написано о мне: я желаю исполнить волю Твою, Боже мой», как эта любовь, вера и послушание преобразуют ветхого человека в нового, имеющего мёртвость Господа ко греху, рождённого по образу и подобию Сына Божия. И вера его вменяется в реальную праведность Христову. Поэтому при переводе с еврейского на греческий язык 70 еврейских толкователей книги Псалтирь перевели именно так: «Жертвы и приношения Ты не восхотел; Ты уготовил мне тело».

Давая заповедь о несении личного креста, Бог не имел в виду подвергать немощного человека бесплодному занятию - распинать себя силою своего «я». Все, что нужно для каждого, - это поверить слову Божию и решиться в каждом конкретном случае представить своё греховное тело плоти на крест, избрать не свою волю, но волю Божию, и чудо победы и избавления осуществляется силою Его креста Духом Святым, живущим в нас! И Слово становится плотью. О, велика Его милость!

Опыт применения личного креста верою - это есть опыт умирания для греха, для своего «я», это есть опыт обрезания Христова. Но с этим надо согласиться! А для этого требуется немалое усилие, как написано, что Царство Божие силою берется. Самое трудное для человека - ничего не делать для своего спасения без Бога, когда пришла опасность, в то время как Бог замедлил. И хотя человек знает, что обетование спасения Божия вполне надёжно, он всё же мечется, желая что-то предпринять. Не удивительно, что ветхая природа всегда стремиться проявить инициативу, возвысить голос за своё «спасение». Но: «Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет» (Пс.33:19).

ТОЛЬКО ВЕРУЙ

Совершённого Иисусом Христом дела на Голгофе вполне достаточно для полного спасения всех людей, живших на Земле на протяжении всей её истории, как до рождения Христа, так и после.     Но как получить дарованное нам от Бога? Как распечатать все эти драгоценности Голгофского креста? Как войти в этот покой, который есть ни что иное, как полный возраст Христов, имея в распоряжении всего лишь считанные годы жизни и время благоприятное? На ум приходят обычные вопросы: куда пойти и что сделать? Писание же предлагает неудобовразумительный путь, скорее вызывающий соблазн, чем ясность: никуда не нужно ходить и ничего не надо делать прежде, чем взыскать путь Его повелений, покориться им. Не будем спешить отвергать то, что кажется непонятным и неприемлемым на первый взгляд.

Чтобы получить дарованное от Бога спасение, все драгоценности Голгофского креста, все милости Нового Завета, обещанные Давиду и Самого Господа Иисуса Христа в сердце, Писание говорит, что нужна только вера в Иисуса и полное доверие Его слову (см. Рим.5:1-4; Лк.8:50; Мк.16:16; Рим.10:9). «Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Ин.6:29). «Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших» (Ин.8:24). «Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?» (Ин.11:40). А вера подразумевает, что человек не делает ничего от себя, потому что не способен сделать ничего из тех дел, которые может творить только один Бог. Господь и не планировал в Новом Завете строить спасение на хрупком человеческом основании. Зачем бы Ему тогда нужно было идти на крест? Всё, необходимое для строительства, от основания до венца предоставил Бог в Сыне. Ничто человеческое не может дополнить Божье спасение: ни дело, ни подвиг героя, ни жертва, никакие ценности земные не могут улучшить в глазах святого и правосудного Отца соделанное Христом. Божественный промысел предусмотрел замену ветхой природы смертного Адама на природу бессмертного Христа в каждом спасённом. Только Его праведность хочет видеть Отец в нас, потому и было такое знамение: «Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф.17:5). Такое категорическое разграничение земного и небесного лежит в основе всего Божьего плана спасения. И всё, что не во Христе, Он желает удалить обрезанием.

ОБРЕЗАНИЕ ХРИСТОВО

«Дай мне уразуметь путь повелений Твоих, и буду размышлять о чудесах Твоих» (Пс.118:27). Чтобы отделить всё ветхое, человеческое «и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф.4:24), Бог предназначил нам обрезание Христово, о котором пишет апостол Павел: «В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол.2:11). Новозаветное обрезание происходит не по плоти, но по духу, обрезывает крайнюю плоть сердца нашего со всеми страстями и похотями. Эту нежную операцию производит Сам Бог Духом Святым, Своими заповедями и повелениями.

Он желает освободить нас от ветхого наследства, доставшегося нам от Адама и Евы и сделать нас подобными Сыну Его Иисусу Христу. Обрезание происходит не в один момент. Первый раз очищение-обрезание Бог производит при обращении человека ко Христу, когда он приобщается к церкви. «… Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё, чтобы освятить её, очистив банею водною посредством слова» (Еф.5:25-26). Второй раз обрезание происходит при крещении Духом Святым: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» (Тит.3:5). Но самый глубокий процесс освящения-обрезания начинается только тогда, когда человек сознательно, ища полноты Божьей жизни, позволяет Его Слову войти в него через посвящение, сораспятие, умирание на кресте вместе со своим «я». Именно тогда учение о кресте Господа Иисуса Христа вселяет веру искать личного опыта сораспятия на своём кресте. В процессе обрезания участвуют Слово, Дух Святой, крест Христов и «крест свой». Обрезание же должно иметь своё окончательное, завершённое действие. Об этом говорит апостол Павел: «Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем» (2Кор.4:10).

СОРАСПЯТЬСЯ ХРИСТУ

Господь Иисус Христос на Голгофском кресте соделал нас победителями этого мира. Как только мы покаялись и приняли Его, наш личный крест помогает нам побеждать самих себя, чтобы сохранять мир, единство, любовь к Богу и церкви. Если бы не крест Иисуса Христа, то духовный опыт разных учителей в церкви, сталкиваясь между собой, вскоре бы разрушил её. Юноши сильные, но не обрезанные крестом, обязательно начинают соперничать. Желание искать своего можно встретить не только у молодых людей, но и у зрелых христиан, дьяконов, пресвитеров и даже епископов. Это происходит по причине, если можно так выразиться, «не сданных вовремя зачетов». Но Бог долготерпит и ждет, чтобы каждый драгоценный для него труженик в церкви все-таки сдал экзамен на совершенство. А это значит - необходимо распять свою плоть со страстями и похотями, отвергая своё «я» на кресте. А чтобы сдать экзамен на большее совершенство, нужно научиться у Апостола Павла умирать на своём кресте ежедневно: «Я каждый день умираю: свидетельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем» (1Кор.15:31). И ещё он говорит: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал.6:14).

Личный крест является продолжением работы креста Христова Духом Святым в жизни каждого верующего. Через него приходят смирение, воздержание, терпение. Личный крест обеспечивает полную победу над самим собой и дает мир.

Учение о личном кресте является неотъемлемой частью учения церкви ХВЕ. Это учение умышленно игнорируется харизматическими церквами, либеральным богословием и христианами, идущими широким путем. Все, ищущие легализации своей веры, показывают тем самым, что они не желают брать крест Христов и следовать за Ним.

3. ТРЕТЬЕ ЗНАЧЕНИЕ КРЕСТА

«И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12:32). «И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною; ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8:34, 35).

Стремление познать Господа Иисуса рано или поздно приведёт церковь к такой зрелости, какую она имела во времена апостольские: «чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его» (Фил.3:10). Познание Его, особенно в это последнее время, непременно приведет церковь к такой близости со Христом, что она вновь облечётся силой воскресения Его, как и в первом веке, и тогда история гонений первой церкви может повториться: «Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня» (Ин.15:21). Слова «сообразуясь смерти Его» прямо указывают на крест Христа. Есть много других высказываний Христа о том, что с Его последователями могут поступить так, как поступали с Ним. Всегда в исторические периоды гонений на церковь «соблазн креста» вставал в полный рост, затмевая для многих вход в Царство Небесное.

Именно об этой проблеме первого века апостол Павел писал церкви: «За что же гонят меня, братия, если я и теперь проповедую обрезание? Тогда соблазн креста прекратился бы» (Гал.5:11). В первом веке многие уверовавшие во Христа евреи, во избежание гонений от официальной религии иудаизма, принимали обрезание. Так же в средние века поступали многие иудеи, принимая христианство, чтобы не быть гонимыми только за то, что они этнические евреи. Это не ново в истории. Стремление выжить заставляло многих находить компромиссы и приспосабливаться.

Соблазн креста возникал и по многим другим причинам. Однажды «Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!» (Мк.10:24). И ещё: «ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию» (Ин.12:43). «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от единого Бога, не ищете?» (Ин.5:44). И ещё: «других спасал, а Себя Самого не может спасти! Если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него» (Мф.27:42).

Самый распространенный способ уйти от преследования - это смешаться с толпой, раствориться в массе народа. Этот метод всегда срабатывал. Но он не пройдёт со Христом, да и Слово Божие нас предупреждает: «Не следуй за большинством на зло» (Исх.23:2). Вися на кресте, Сын Божий всех позвал к Себе. Даровав спасение любому грешному человеку, Он поставил единственным условием веру в Его Жертву и необходимость свидетельствовать о ней перед грешным миром.

Бог испытывает веру и верность каждого Своего ученика перед лицом смерти. Будешь ли ты верен до смерти, или начнешь что-то делать, чтобы спасти себя? Поэтому Господь говорит: «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее» (Лк.9:24).

Это третье значение учения о кресте Христовом. «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» (Откр.22:14). Участие в Христовых страданиях - самая высокая отметка возраста Христова. Это неповреждённая вера Нового Завета - золото, которое будет непременно испытано и очищено огнем.

Это учение не проповедуется на площадях, в государственных религиях, в организованных церквах и за академическими кафедрами. Это учение Христово, от которого горько во чреве, но сладко на устах, исполненных Духом Святым. Самое сладкое в этом учении то, что даёт право быть достойным Его. Быть «достойным Его» значит «иметь право на древо жизни и войти в город воротами». «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (Откр.20:6). Это настоящее Евангелие Христово!

Если человек не берёт креста, значит он враг Христа и отвергает Его. Ибо Иисус с крестом не разделим. Враги креста Христова не имеют дерзновения ожидать последнего излияния Духа Святого, потому что оно не придёт для них. Это закон веры и закон славы креста.

Христос сказал, что никому невозможно сберечь свою душу, равно как избежать смерти. Закон греха и смерти царствует уже шесть тысяч лет и над несогрешившими (Рим.5:14). Только Христос спасает и избавляет от смерти тех, кто верует в Него.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы должны понимать, что стоит за полемикой о регистрации церкви. Желание легализовать церковь и обеспечить законную её деятельность, - это не однозначные мотивы. Есть те, кто желает все уладить с государством, чтобы евангельское учение и церковная служба были узаконены и, став под охрану государства, оградить себя от поношений и преследований. Есть еще более приземлённая причина: иметь статус юридического лица для церкви - для удобства получать на церковь гуманитарную помощь или освободиться от налогов. Это откровенная торговля крестом. Те христиане, кто делает это, избирают сами себе статус недостойных Господа Иисуса.

Есть славные способы достижения «открытых дверей» для благовествования (см.1Кор.16:9), например: делая социальное добро, заграждать уста невежеству безумных людей (см.1Пет.2:15). Но есть бесславные пути - компромиссов и торговли. И кто идет за Христом и не берёт креста своего, тот не возьмет и Его креста, делая сам себя недостойным Его.

Поэтому очень печально видеть, когда многие христиане начинают искать легализации с целью перестать быть гонимыми. Они усыпляют членов своих церквей, чтобы, пробудившись однажды, увидеть себя нагими (см.2Кор.5:3). Ибо люди могут поверить, что в это время благоприятное не надо брать креста. Но, думая так, они этим самым лишают себя права на последнее, самое славное излияние Духа и силы, которое ввело бы их в покой. Так же обстоит вопрос с эмиграцией, когда цель её - избежать унижений и гонений и получить земные блага.

Осведомлённые в Писании консулы посольств просят незадачливых христиан представить доказательства гонений на них, как мотив для их выезда, чтобы избежать гонений в будущем. Но и в этих посольствах присутствует Христос, Он лично видит каждого, кто отрекается от Его креста и от Его славы, кто не заботится о том, чтобы быть достойным Его Самого. Он сожалеет о таких верующих и хочет помиловать их.

Иисус говорит: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр.2:10).

Владимир Мурашкин,

епископ,

г. Малоярославец