Распахивайте новину

Эта тема всегда актуальна. Новину, то есть целину, поднимать всегда нелегко, зато она даёт хороший урожай.

«Сейте себе в правду, и пожнете милость; распахивайте у себя новину, ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придёт, дождем пролил на вас правду» (Ос.10:12).

Что же собой представляет эта новина, которую мы должны распахать? Новина, или целина, — это такая богатая почва, которая даёт обильные урожаи. Когда старые участки истощались, то люди поднимали новые, целинные земли. Так бывало не только в старину, когда люди ещё не имели эффективных удобрений, но это в нашей стране происходило и в наше время, что до сих пор живо в памяти многих.

Переходя к духовным истинам, надо прямо сказать, что все мы много сеяли в плоть. В этом направлении каждый человек усердно старается, не жалея сил, но здесь неизбежны огорчения и разочарования. Сколько ни вкладывай в плоть, она всё равно останется неблагодарной почвой, которая требует массу затрат и усилий, а приносит жалкие плоды — терние и волчцы, как свидетельствует Библия, подтверждая наш житейский опыт (Быт.3:17-18). Когда христианину открывается эта истина, тогда он начинает понимать, что надо что-то делать, надо найти где-то эту целину, которая оправдала бы все затраты. Раньше или позже, но мы должны придти к тому выводу, что этой целиной является наш дух. Вот над чем надо трудиться не покладая рук. Ведь не случайно сказано: «Все труды человека — для рта его, а душа его не насыщается» (Еккл.6:7). Душа остаётся в пренебрежении, приходит в упадок, начинает унывать, томиться, потому что все земные дела — это суета сует и томление духа (Еккл.1:14). Человек, кажется, много приобретает, но мало ему от этого бывает пользы, работает много, сеет в плоть много, а собирает мало, работает для дырявого кошелька и трудится на ветер. Дорогие, кому понравится такой неблагодарный труд? И таким неблагодарным трудом я назвал бы сеяние в плоть. Ведь Слово Божье говорит прямо:

«Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал.6:7-8).

В конечном счёте, здесь на земле всё преходяще, а сеяние в дух даёт самые высокие урожаи. Ведь что может быть дороже жизни, притом жизни вечной? Но сеяние в дух происходит по вере. Здесь не всё так очевидно, как в плотских делах. Здесь существуют свои правила, которые надо знать и соблюдать, чтобы не остаться без успеха и плода. «Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его. Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле» (Еккл.11:1-2).

Распахать новину и сеять в дух значит творить добро. Свет, вода, воздух, — всё в природе движется, чтобы создавать жизнь. В духовном мире существует такой же круговорот добра. Мать бескорыстно отдаёт свою любовь детям, те, в свою очередь, дарят её своему потомству. Любовь — это основа жизни, а её главный закон — жертва, самоотдача. Не считаясь с собой, Иосиф повиновался отцу и самоотверженно любил братьев, хотя не находил у них взаимности. Его новина принесла такие несметные урожаи, что спасла жизнь не только его родству, но и многим народам. Её он распахал в египетском плену, что было бы невозможно без жертвы. Кто способен больше отдать, тот и получит больше. Ни с чем несравнима жертва Иисуса Христа, зато и новина Его спасения и жизни вечной необозрима и превосходит все другие благословения.

«Кто наблюдает ветер, тому не сеять; и кто смотрит на облака, тому не жать» (Ек.11:4).

Почему люди смотрят на облака во время жатвы? Конечно, дождь во время жатвы — это самое нежелательное явление. Или почему раньше во время посева наблюдали за ветром? Потому что в старину сеяли семена, бросая их на пашню прямо из горсти. Ясно, что в таком случае ветер мог стать помехой. Но когда речь заходит о духовном сеянии, то Слово Божье призывает нас смотреть только на Господа, то есть руководствоваться не нашими физическими чувствами, не плотскими соображениями, принимать решения не по взгляду очей, но двигаться верой. Один человек отказывался идти в церковь потому, что у него ещё оставались какие-то нерешённые вопросы и неудовлетворённые нужды. Его убеждали всё возложить на Бога, довериться Ему, и Он всё даст, во всём поможет. Тогда он ответил: «А разве Бог может дать время?» Такой ответ заставил меня серьёзно задуматься. Действительно, Бог может всё, но кто может дать время? Человеку для спасения не доставало времени. Он настолько погрузился в зарабатывание денег, что начал проводить на работе даже воскресенья и ночные часы. Мне оставалось только молиться, потому что ответа у меня не было. Но затем Бог совершил явное чудо. Бог дал этому человеку столько свободного времени, что ему некуда было его девать. И как вы думаете: пошёл он теперь в собрание? Нет! Так и не пошёл. Слово Божье говорит не зря, что в духовных вопросах не надо смотреть на обстоятельства. Может, вам интересно узнать, как Бог дал этому человеку много свободного времени. Пренебрегая отдыхом, человек попал на инвалидность и не мог больше работать. Когда при благоприятных обстоятельствах мы отказываемся позаботиться о своей душе, то сделать это в немощах и болезнях будет ещё труднее. Разве у Авраама в Уре халдейском не было дел, или его не удерживали родственные связи?

Неужели вдали от родины он рассчитывал найти устройство и благополучие? Но он сеял в дух, спешил исполнить волю Божью во что бы то ни стало и стал отцом несметного потомства. Когда мы сеем в дух, нельзя упускать ни малейшей возможности, надо пользоваться любым благоприятным моментом. Начинай сеять в дух тогда и там, когда и где ты услышишь эту весть. Оставь всё второстепенное, перешагни через все соблазны и помехи, потому что ты не знаешь, что тебе принесёт завтрашний день. Не думай беспечно, что завтрашний день будет лучше сегодняшнего.

«Утром сей семя твое, и вечером не давай отдыха руке твоей, потому что ты не знаешь, то или другое будет удачнее, или то и другое равно хорошо будет» (Еккл.11:6).

Конечно, рассуждая по плоти, люди сеют утром, а вечером могут отдыхать. Но духовное сеяние не так. Кто хочет распахать новину духа, должен трудиться не только в юности, но и на закате своих дней. Достойна сожаления молодёжь, связывающая вопрос своего спасения с выходом на пенсию. Получается, что человек отдаёт сатане благоухание своего сердца, здоровье, свежие свои силы и ароматы жизни, а Богу оставляет свою немощную старость, с её таблетками и всеми прелестями, которыми посетит его греховная жизнь. Конечно, старость праведника благословенна, но старость грешника печальна и прискорбна, если он во время не остановится. Что похвального можно сказать о пожилых людях, которые в юности говорили о Христе, а старость проводят у телевизора?

Сохрани нас Бог от такого поражения! «И вечером не давай отдыха руке твоей». Да, может, твоя рука стала морщинистой и слабой, но вечером жизни ты тоже можешь сеять в дух, можешь засвидетельствовать о живом и любящем Боге. Свидетельство старика может быть очень веским. Пусть оно уже не такое красноречивое, как у молодых людей, но сдобренное богатым жизненным опытом оно может принести весьма обильный плод. Кто, как не старушки в платочках, сохранили евангельскую веру во времена атеистических гонений? Именно в старости Авраам достиг исполнения самых драгоценных Божьих обетований. Моисей достиг своей высшей славы во время последней трети своей жизни. Георг Мюллер, знаменитый муж молитвы и отец сирот, начал свою миссионерскую деятельность, когда ему было уже за семьдесят. Таким примерам нет числа. «Утром сей семя твоё и вечером не давай отдыха руке твоей» — это золотое правило духовного сеяния.

«Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждёт драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний. Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается» (Иак.5:7-8).

Как много терпения требуется в крестьянском труде! Одна женщина рассказывала, что сеяла морковку четыре раза. В первый раз всё погибло от заморозков, второй раз — от засухи, в третий раз всё вымокло, и только с четвёртого раза был успех, и её морковь наверстала упущенное время. Затем появился крот и подгрыз корни. Ботва стоит зелёная, а растения уже начинают гибнуть. А земледелец трудится не покладая рук.

Почему же ты, христианин, опустил руки после того, как твоё свидетельство отвергли один раз? Продолжай терпеть до пришествия! Вооружись этими путеводными наставлениями Слова Божьего. Нелегко поднимать духовную целину, но ещё труднее усвоить, что между сеянием и жатвой установлены определённые сроки. Поэтому духовному пахарю надо вооружиться долготерпением и надеждой: «Ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое» (1Кор.9:10). Дорогие дети Божьи! Почему ослабело ваше свидетельство, затихает благовестие, угасают молитвы за погибающий мир? Неужели вы забыли это драгоценное обетование (Ис.55:10-11)? Мы не сразу увидим результаты наших молитв, но и крестьянин не видит плода, пока зерно в земле. Он живёт надеждой точно так же, как и мы в духовном труде, пока не получим духовные плоды: покаяние, любовь, добрые дела, святость и жизнь вечную. Никто не может сказать, что пахать и сеять легко. Это в полной мере относится к духовному труду (Пс.125:5-6). Если крестьянин поливает свои посевы солёным потом, то христианин свою духовную ниву поливает горячими слезами.

Что же значит «сеять в дух?» сеять в дух значит делать добро (Гал.6:9-10). Сеять в дух значит служить ближним, обрезать себя для Господа (Иер.6:3-4), держаться правды, взыскать Бога, заботиться о спасении душ и нести в этот мир Его живое и святое слово. Пусть это слово ободрит нас в духовном труде, а Господу да будет слава! Аминь.

Михаил Бурчак,

Сергиев Посад