Поклонение пастухов

Продолжим предыдущую тему "Победители ночи". Прочитаю из Лук. 2:8-9: "В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их, и убоялись страхом великим".

Пс. 149:4: "Ибо благоволит Господь к народу Своему, прославляет смиренных спасением".

Размышляя о рождественских событиях, я пришёл к интересной мысли, и она настолько меня увлекла, что не могу с вами не поделиться. Слава Господня осияла кого? Этих пастухов. Кем были пастухи? Это были простые, рядовые, самые обыкновенные люди. Но что значит эта слава, которая их осияла? Дело в том, что небо приняло определённое решение сблизиться с землёй, и, если можно так выразиться, небесная страна, Небесное Царство послало своих вестников, своих послов в другое царство, в царство этого мира. Думаю, что здесь пока просто, но дальше вот что удивительно. Если какие-то страны, или государства, ведут переговоры, вступают в дипломатические отношения, то ясно, что это делается на определённом высоком уровне, да? Все следят за текущими политическими событиями и, думаю, всем это ясно. Но представьте себе на минуточку, что президент США решил вести переговоры с Россией и приехал бы сюда к нам в деревню, взял бы кого-нибудь здесь из зала и стал бы с ним решать государственные проблемы. Правда, это было бы странно? Но разве не так выглядит этот шаг с неба? Вместо того, чтобы Ангелам отправиться, скажем, в синедрион или по крайней мере к Ироду, или в какие-то другие правительственные инстанции, высокое посольство неба открывает свои величайшие тайны, вопросы не просто государственной важности, а глобального, планетарного уровня, которые важны не только для земли, но и для неба, и кому доверяются эти вопросы? Самым простым, заурядным людям. Меня это очень и очень заинтересовало. Как это может быть? Слава неба осияла их, то есть небо своих представителей с подобающим почётом, как это положено, прислало на землю. Так начинаются рождественские события, начинается новый период общения неба с землёй. Бог теперь открывает Себя в Своём Сыне не как грозный и суровый судья, а начинает открываться по-другому, то есть начинается совершенно новая эра. И в начале этой эры стоят простые пастухи, которых мы уже назвали победителями ночи. Представляете? Вся слава неба открыта обычным людям.

Когда мы говорим о славе Божьей, то здесь встаёт вопрос и о славе человеческой. Эти пастухи удостоились славы небесной, но они были полностью лишены всякой человеческой славы. Давайте сравним эти два понятия: слава Божья и слава человеческая.

Что делает слава человеческая? Прочитаю два места. Иоан. 5:44: "(Христос говорит иудеям) Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от единого Бога, не ищете?" Вы чувствуете, с чем связана слава человеческая? Казалось бы, такое безобидное желание - приобрести должность повыше, приобрести где-то авторитет в обществе, иметь хорошее влияние на окружающих и чтобы окружающие хорошо о нас отзывались - разве это что-то плохое? Не плохо быть на хорошем счету у окружающих, у соседей. Это не плохо бы, но когда это перерастает в искание славы человеческой, то оно влечёт за собой очень серьёзный минус, и Христос называет это очень просто, прямо и серьёзно: "как вы можете веровать?"

Значит, во-первых, слава человеческая разрушает веру в Бога, как это ни странно нам покажется. Кто слишком дорожит человеческим мнением, - пусть даже это будут ваши самые хорошие, закадычные друзья, - но если это становится для вас важнее славы Божьей, оно неминуемо повлечёт за собой упадок вашей веры.

Второе, что делает слава человеческая, записано у Иоан. 12:42-43: "Впрочем, и из начальников многие уверовали в Него, но ради фарисеев не исповедовали, чтобы не быть отлучёнными от синагоги, ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божью". Что же получается? Слава человеческая приводит к тому, что люди начинают стыдиться говорить о Христе. Хочется сохранить хорошие отношения, чтобы люди их уважали, ценили, и это приводит к тому, что христиане во время, когда нет гонений, находятся на положении тайных учеников. Это в лучшем случае. Уста закрываются, и свидетельство, и благовестие о Христе пропадает, исчезает, уступает место славе человеческой. Вот что делает слава человеческая. Казалось бы, на первый взгляд, такая безобидная вещь, но когда она занимает неподобающее ей место среди наших духовных ценностей, то она может быть опасной для христианина. Существует одна поучительная христианская притча. Один человек где-то нашёл раненую змею, но она была такая красивая, что ему её стало жалко. Он её подобрал, вылечил, выкормил и стал с ней играть. Однажды, когда она уже выздоровела, змея нанесла человеку смертельный укус. Умирая, он взял к себе на грудь свою любимицу и сказал: "Но почему же ты, змея, так мне отплатила? Я же тебя выкормил, я тебя взлелеял. Я тебя любил". Тогда она ответила: "А разве ты от начала не знал, что я - змея".

Третье последствие славы человеческой мы видим на примере царя Ирода, который обезглавил пророка Иоанна, хотя и любил слушать его. Слава человеческая так пагубно влияет на сердца людей, что они становятся очень чувствительными к чужим успехам. Тогда они болезненно переживают успехи ближних, становятся завистливыми, возбуждается дух соперничества. Ирод не обязательно должен был враждовать против Иисуса. Читая книги Маккавейские, мы видим, что цари израильские принимали царство, садились на престол, знаете с каким условием? Пока не придёт Помазанник Господень, то есть, если бы Христос пришёл в то время, они бы с удовольствием уступили бы ему трон. Совсем не обязательно занимать царский трон и быть врагом Божьим, но Ирод погубил почти всю свою семью, перебил почти всех своих ближних, чтобы не потерять славу царя. Вот к чему приводит пристрастие к славе человеческой. Конечно, Ангелы могли бы сделать так, как поступили волхвы. Волхвы, видимо, были люди не бедные и поэтому пришли прямо к царю Ироду, но вы знаете, что произошло в результате этого посольства? Ирод, вместо того, чтобы исполнить волю Божью, начал истреблять дело Божье, стал первым его противником.

Поэтому расчёт неба безошибочен. Ис. 66:2: "А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушённого духом и на трепещущего пред Словом Моим". Ангелы явились таким простым людям, как мы с вами, и они не ошиблись, потому что эти пастухи стали первыми на земле евангелистами. Они понесли весть о Христе, которую позже понесут апостолы, тоже такие же простые люди. Они передавали эту эстафету веры от сердца к сердцу, от дома к дому, из уст в уста. Благодаря этим простым людям, Евангелие Божье достигло и наших сердец. Мы в свою очередь дальше понесём эту весть детям, родственникам, соседям и т.д. Поэтому то, что высоко у людей, мерзость пред Господом. Господь призирает на ничего незначащее в этом мире, отверженное, незнатное, немудрое берёт Господь, лишь бы была верность Ему. Если будет верность, то всё недостающее Господь приложит. Верность - это замечательный ключ к благословениям. Да поможет нам Господь следовать путями Его, смиряться пред Ним, перед Его волей, склонять свою голову, чтоб Он призрел и на нас, чтобы слава Божья стала и нашей славой. А вы знаете, как Господь прославляет Свой народ. Он прославляет смиренных спасением (Пс. 149:4б). Не зря говорится, что жизнь христианина - это пятое Евангелие. Если четыре Евангелия люди могут не читать, то пятое Евангелие они не могут не читать. Будем помнить это. А Ему за всё да будет слава, Отцу, и Сыну и Духу Святому, аминь.

Михаил Бурчак

г. Сергиев-Посад