Проповедь - Первенец из умерших

Господь в течение сорока дней являлся Своим ученикам, утверждая их в спасающей вере, в вере в воскресение.

Воскресение Господа Иисуса — это краеугольный камень нашего спасения, и, утверждаясь на нём верой, мы укрепляемся в нашем спасении и становимся способными свидетельствовать об этой спасающей вере и другим.

«Но Христос воскрес из мёртвых, первенец из умерших» (1Кор. 15:20).

Господь здесь назван первенцем из умерших. Вы никогда не задумывались о том, почему? Я имею в виду тот факт, что некоторые люди воскресали ведь прежде Иисуса. Уже в Ветхом Завете было, по крайней мере, три случая воскресения из мёртвых: пророк Илия воскресил сына сарептской вдовы (3 Цар. 17:17-24), пророк Елисей воскресил сына сонамитянки (4Цар. 4:18-37) и один человек воскрес, коснувшись костей Елисея, когда погребавшие бросили его в гроб пророка (2Цар. 13:20-21). В Новом Завете раньше Иисуса воскресли, по меньшей мере, трое: дочь начальника синагоги (Мк. 5:38-42), Лазарь (Ин. 11:42-44) и сын наинской вдовы (Лк. 7:11-15). Почему же тогда наш Господь называется первенцем из умерших? Конечно, в Слове Божьем ошибки нет, просто нам надо что-то поправить в нашем понимании.

Чтобы понять, в чём тут дело, подумаем о том, что изменилось у Господа, когда Он воскрес из мёртвых, и что произойдёт с теми, кто воскреснет в конце времён. Воскреснет их тело, потому что дух наш уже вошёл в воскресение (Еф. 2:5-6; Рим. 6:5; Кол. 2:12; 3:1), уже рождён свыше (1Пет. 1:3,23), уже усыновлён (Рим. 8:15-16). Поэтому в связи с воскресением Господа поговорим о Его теле: что с Ним произошло и каким оно стало?

«Так и при воскресении мёртвых: сеется в тлении, восстаёт в нетлении; сеется в уничижении, восстаёт в славе; сеется в немощи, восстаёт в силе; сеется тело душевное, восстаёт тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное» (Кор. 15:42-44).

Итак, тело воскресшего Господа отличают четыре особенности: 1. нетление, 2. слава, 3. сила, 4. это тело духовное. Давайте об этом и порассуждаем, и тогда нам откроется, почему всё-таки Господь является первенцем из умерших.

Сначала хочу упомянуть о том, что во всех случаях воскресения, происходивших до воскресения Христа, это было не то воскресение, которого мы все ожидаем. Не удивляйтесь такому утверждению. Почему это так? Да потому, что, хотя там все умершие и вернулись из царства смерти, но у них ещё не было того нового тела, которое получил Господь Иисус и которое Он приготовил для нас. То воскресение, которое пережил Лазарь или сын наинской вдовы, скорее можно назвать совершенным восстановлением или всесторонним божественным исцелением, потому что оно ещё не было окончательной победой над смертью; все, вкусившие его, впоследствии всё-таки умерли.

Каким же стало тело воскресшего Господа? Во-первых, нетленным. Что это значит? «Не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления» (Деян. 2:31). Это слова из Псалма 15, прозвучавшие в проповеди Апостола Петра в день Пятидесятницы. Когда воскрес из мёртвых Лазарь, то его тело ещё не стало нетленным, но тело Иисуса стало нетленным. Над нетленным телом смерть уже не имеет никакой власти. Нетленное тело уже не подлежит физическому распаду, оно не стареет, не болеет и не умирает.

«Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. Говорю вам тайну: не все мы умрём, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мёртвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечётся в нетление и смертное сие облечётся в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою» (1Кор. 15:50-54).

Первое, что отличает нетленное тело, — это победа над смертью. Законы смерти уже не влияют на такое тело. Однако этого нельзя сказать ни о ком из тех, кто воскрес до Иисуса Христа. Например, Лазарь после своего воскресения всё равно должен был умереть. Но воскресший Иисус получил тело нетленное, которое уже не подвержено воздействию смерти. Против такого тела смерть бессильна.

Вторая особенность нетленного тела — это право наследования Царствия Божьего (1Кор. 15:50).

Итак, мы видим, что новое тело Христа было, во-первых, нетленным, что даёт победу над смертью и право наследовать вечное царство.

2. «Сеется в уничижении, восстаёт в славе» (1Кор. 15:43). Что значит «в славе»?

«Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных» (1Кор. 15:40).

Воскреснуть в славе — это значит получить небесное тело. Почему такое тело называется славным, а наше земное тело уничижённым? Слава — это не только сияние, но ещё и избавление от позора, а позор и уничижение на этой земле наши тела испытывают по причине греха. Новое, небесное тело освободится от этого позора, оно безгрешно и поэтому называется славным. Это первая характеристика славного тела, вполне понятная для нас.

Вторая характеристика прославленного тела может оказаться для нас неожиданностью. Апостол Павел говорит в одном из посланий, что «муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия…» (1Кор. 11:7).

Славное тело — это тело, полностью подобное телу Иисуса Христа. Оно даёт человеку возможность быть восстановленным, совершенным образом Божьим. Вот что значит воскреснуть во славе.

В-третьих, Господь воскрес в силе (1Кор. 15:43). Что здесь имеется в виду? Сила — это отсутствие всякой немощи. Но что такое немощь? Немощь — это болезни. Что же сделает Господь с нашими немощами?

«И отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Отк. 21:4).

Вот что значит воскреснуть в силе. Никакие болезни, никакие немощи, никакие скорби уже не смогут взять верх над человеком. Сила Божья будет побеждать и победит в таком теле.

В-четвёртых, это будет тело духовное: «Сеется тело душевное, восстаёт тело духовное» (1Кор. 15:44). Тело духовное свободно от ограничений плоти, свободно от физических законов, например, от закона земного притяжения, и от других земных ограничений. Вы помните, что воскресший Иисус вошёл в горницу и стал посреди учеников, когда двери были заперты. В Своём прежнем теле, в теле душевном, Он так не делал ни разу. В новом теле Он неожиданно появляется и неожиданно исчезает. Для Него нет никаких преград. Значит, духовное тело не связано никакими физическими законами, оно живёт по законам духа. Не менее важна и другая его особенность: «Ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал. 5:17). Каждому ясно, что наше физическое тело бывает очень строптивым и непокорным. В нём живёт грех. Для нас самая большая проблема — это справиться со своей плотью. Но новое тело будет совершенно и абсолютно подвластно нашему духу. Вторая характеристика духовного тела — это полнейшая гармония тела и духа. Представьте только, что тогда не будет никаких противоречий, никакой внутренней борьбы. Это тело будет послушно одной только нашей мысли или малейшему движению сердца. Жить в таком теле означает полноту блаженства. Вот, в каком теле воскрес наш Господь.

В заключение хочется сказать нечто практически ценное и весьма отрадное для каждого христианина.

«Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своём порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1Кор. 15:22-23).

Если Христос — Первенец из умерших, то это значит, что надо чётко отличать Его воскресение от всех, предшествовавших ему. Но этого ещё мало. Мы видим, какое славное, сильное, нетленное, духовное тело получил Иисус. Обладать таким телом — это ни с чем не сравнимое блаженство. Но для нас очень важно следующее: первенец — это тот, кто стоит на первом месте в ряду последующих за ним; первенцем нельзя назвать единственного. Единородный Сын Божий посредством Своей смерти и воскресения создал Себе семью, Церковь, приобрёл Себе братьев и сестёр. Он стал нашим старшим, первородным братом, а мы, которые стремимся наследовать это воскресение, по милости Божьей, получим точно такое же тело.

Дорогие, мы можем вполне присоединиться к словам христианской песни: «Стоит смиряться, стоит бороться, стоит за это жизнь всю отдать». Конечно, все вы хорошо наставлены в вопросах учения. Но Апостол Пётр учил напоминанием возбуждать наш чистый смысл (2Петр. 3:1). Это афиняне любили всегда говорить и слушать что-то новенькое (Деян. 17:21), а для нас всё, что касается Иисуса Христа, и особенно Его воскресение, — это всегда самая отрадная весть, которая оживляет наш дух, животворит нашу душу, укрепляет нашу веру. Это та весть, которая наполняет Церковь и ещё многих приведёт в собрание святых. Да будет слава нашему Господу, Отцу, и Сыну, и Духу Святому! Аминь.

Михаил Бурчак,

Сергиев Посад