Проповедь - Дух вдвойне

«А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь» (Еф. 3:20-21).

Мы служим чудесному Богу, и Его есть за что благодарить. Да, Он делает больше, чем мы просим или о чём помышляем.

Соломон просил у Бога сердце мудрое, чтобы управлять многочисленным народом Божьим. Когда он так молился, Господь сказал ему: «Так как ты не просил долголетия, не просил душ врагов, не просил богатства, а просил только сердце мудрое, Я приложу тебе всё!» Молитва Соломона была угодна Богу, И Он действительно приложил ему всё сполна. Богу важно, о чём ты просишь.

Когда хромой сидел с протянутой рукою, а Иоанн и Петр шли в храм молиться, то он смотрел на них и ожидал, чтобы они что-нибудь положили ему в руку.

«Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи» (Деян. 3:6).

Просил одно, а получил другое, причём гораздо больше ожидаемого: встал и пошёл, славя Бога.

Когда Петр сидел в темнице, осужденный на смертную казнь, то «церковь прилежно молилась о нём Богу» (Деян. 12:5). Едва ли они молились о его освобождении. В то время это было нереально. Они молились о том, чтобы Бог ему дал силы устоять. В противном случае служанка сразу открыла бы ему ворота, когда он постучался. Но то, что случилось, молящимся показалось невероятным. Иначе они бы не упрекали служанку. Разве он может оттуда выйти? Но потом оказалось, что это правда. Они получили больше того, о чём просили. Бог дает гораздо больше того, о чём мы просим или помышляем.

А теперь порассуждаем о человеке, который тоже что-то получил от Бога, но получил не сразу. Речь пойдёт не о ком-нибудь, а о пророке Елисее. Елисей всем сердцем откликнулся на призыв Илии и решительно последовал за ним. Написано, что он поливал воду на руки господина своего и делал это долгое время, не претендуя на что-то большее. Он делал это прилежно и с удовольствием. Он вставал утром, пораньше господина своего, брал воду и, когда Илия вставал, поливал ему на руки. Его служение продолжалось так изо дня в день. Елисей исполнял это постоянно, от сердца, с уважением, не допуская ропота или сомнения. Елисей скромно нёс своё простое служение, не считая его маловажным, хотя Илия никогда не использовал его в больших делах. Перед своим вознесением Илия спросил Елисея: «Проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне» (4 Цар 2:9).

Я хочу спросить: Елисей знал, что Илия сжег пятьдесят человек, а затем еще пятьдесят? Конечно, знал. Хорошо, что в третьем пятидесятке оказался разумный командир, который попросил пророка: «Сжалься, человек Божий!» Иначе их могла бы постигнуть участь тех, кто пострадал за своё безрассудство. Я не думаю, что Елисей просил духа вдвойне для того, чтобы сжигать по 100 человек. Не думаю. Такого он не просил. Что же тогда имел в виду Елисей, когда просил духа вдвойне? Преемник Илии уже понимал благодать глубже. Илия — это олицетворение закона. Как же он воспринял такую смелую просьбу своего служителя? «Трудного ты просишь», — ответил старый пророк. Для получения ответа на нужду он поставил одно условие: «Если увидишь, как я буду взят». Но это еще не всё. Трудность в просьбе Елисея заключалась в том, что время благодати ещё не наступило. Закон был только тенью будущих благ, указывая на Христа прообразно. Благодать пришла от Христа, а Он тогда еще не воплотился. Но всё-таки Елисей получил то, что просил, несмотря на все трудности исполнения этой просьбы. Давайте посмотрим, как дух Илии проявляется на Елисее вдвойне. Написано, что в стране был голод. Ему принесли несколько ячменных хлебов и сухих зерен. А рядом сидят голодные люди. Его слуга говорит: «Вот, тебе принесли». А он отвечает: «Отдай людям, пусть едят!» Как отдавать другим, если принесли тебе? Но Елисей велел отдать свою пищу голодным. И написано, что наелись все. Это какой дух? О Христе тоже повествуется, что Он взял две рыбки, несколько лепёшек и преломил для нуждающихся. Это значит, что на Елисее уже почил дух благодати. Сострадание и милосердие к нуждающимся делает его похожим на Христа. Что сделал Елисей, чтобы воскресить сына сонамитянки? Зашёл в комнату, закрылся и начал молиться. Написано в Евангелии: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:6). Это уже было новое служение. Потом лёг на ребёнка. Как лег? Уста к устам, глаза к глазам, ладони к ладоням. Так тело ребёнка согрелось. Он чихнул и ожил. Смотрите: уста к устам, глаза к глазам. Так возникает контакт!

Если ты что-то имеешь против брата, то приди и выговори ему уста к устам. Кто говорит не в глаза, а за спиной, тот сеет смерть. Жизнь приходит, когда уста к устам, глаза к глазам, когда налажен сердечный контакт. Всё остальное несёт смерть. Если где-то говорим, где-то слушаем, начинаем ходить из дома в дом, становимся переносчиками, Начинаем стенать и теряем благословение. И что получается? Смерть.

А как действует дух Нового завета? Христос учит: «Иди и обличи. Если примет обличение, то приобрел ты брата». Христос учит, чтобы у нас было око светлым, а если око светлое, тогда и всё тело чистое. Смотри чисто, смотри в глаза, смотри и говори уста к устам, ищи контакт. А если нет этого, друзья, то порой мы становимся чужими друг другу. Нужен контакт общения! Необходимо достигать братской любви в отношениях друг с другом.

Когда против Елисея пошла целая армия, то по его молитве все они лишились зрения. Он привел их ослеплённых в Самарию. Царь говорит: «Что сделать с ними? Побить ли их мечом?» Елисей ответил: «Разве ты их завоевал?» «Что же делать с ними?» — спросил царь. «Накорми, напои и отправь их к своему господину», — ответил пророк. Так и сделали: накормили. Чей дух действовал в Елисее? Врагов накорми, гонящих благослови, за ненавидящих молись. Чей это дух? Это Христов дух. Так и сделали: Накормили и отправили домой. Написано, что после этого они больше никогда не ходили воевать в землю израильскую.

Но смотрите: Елисей ходит и несёт жизнь, а рядом ходит Гиезий и несёт смерть. Последний видит все дела, какие делает Елисей. Он является свидетелем таких чудных знамений, как воскресение ребенка. Оба они призывают имя Господа. Один несёт жизнь, а другой — смерть. Когда Нееман за своё исцеление предложил Елисею взять что-нибудь из его сокровищ, тот призвал имя Бога и ответил: «Жив Господь! Не возьму ничего». И ничего не взял. Чей это дух? Даром получили — даром отдавайте. На нём уже явно была благодать.

А что делает Гиезий? Как Елисей, он тоже призывает имя Божие, говоря «жив Господь!» Пошёл и обманом взял для себя мзду с Неемана. Когда он пришёл к Елисею, тот сказал: «Время ли брать одежды, золото? Время ли?»

Сколько времени прошло с тех пор! Пророчества говорят, что пришествие Господа очень близко!

Елисей все оставил и пошёл за Илиёй. Мы тоже решились оставить всё в этом мире, и последовали за Христом. Но кто ещё проводит время за телевизором, этим вавилонским золотым истуканом, тот поклоняется ему, как и те делали под звуки музыки по приказу Навуходоносора. Давно пора понять, что это не просто электронный аппарат, а связь с мощнейшей мировой империей духа, олицетворяющего истукана нашего времени.

Возлюбить Бога всем сердцем — это значит жить без единого идола. Возлюбить Его всею душою — значит всем разумом и всеми силами, то есть противостать всякому мирскому влиянию. Надо трудиться во славу Бога, а Он воздаст каждому по делам его. Да будет Ему слава! Аминь.

Николай Костяной
ст. пресвитер
г. Обнинск