Вести с церковных полей - Вестник ХВЕ 3

Вести с церковных полей

• Отчет по семинару, который проходил в Красноярске, 4-6 января 2005 г.

Детство — время удивительных открытий, осязания мира, знакомства с принципами, которые в дальнейшем строят личность, характер, путь жизни.

Дети — радость не только для родителей, дедушек, бабушек, но и драгоценность для церкви. Я хочу написать о тех, кто посвятил свою жизнь и служение детям. Многих молитв стоил трехдневный (4,5,6 января 2005 г.) семинар по детскому служению, многих усилий, и в итоге, каждый, посетивший его, ощутил Божье присутствие и приобрел ценные знания, которые останутся не только конспектами в тетрадях, но применимым благословением в жизни каждого.

Совместные молитвы, посвященные Господу, прославление Его имени, думаю, остались в душе каждого незабываемым впечатлением.

Я благодарю Господа за то, что и мне удалось слушать лекции Татьяны Верхотуровой с ценными советами Грегори по обучению детей: 7 законов обучения; построение урока и действие законов обучения; применение; возрастные особенности внимания, памяти и мышления.

В этих лекциях прослеживается такая тонкая незримая связь учителя с учеником, где, по сути, и учитель стоит на тропе учащегося и лишь передающего свой личный опыт, больше того, свои чувства и эмоции, рисуя разноцветными красками на холсте воображения.

Все вместе мы вели дискуссии, делились опытом и поднимались по ступеням: «Я понял — Бог хочет так», «я могу так», «я хочу так», «я буду так» и уверенно наступая на последнюю, которая и ведет к благословению в возрастании — «помоги, Боже… жить так».

А теперь задача всех тех, кто отдает служению свое время, сердце, чувства — донести детям приобретенные знания и заставить их найти надежное упование в обетованиях Христовых, шагая вперед и приходя к единственно верному выводу: «помоги, Господи».

Наша сестра Наталья Погодина, при содействии Господнем, доносила собравшимся на семинаре истины о гневе в нашей жизни. На протяжении всех трех дней, проведенных вместе, мы слушали и размышляли о причинах и проявлениях гнева, неразрешенной боли и о милости Божьей, избавляющей и исцеляющей нас от этого недуга.

Господь широко открывает дверь для труда с детьми в детских домах с больными ДЦП (детским церебральным параличом), с сиротами и детьми, оставшимися без попечения родных, в приемниках, в ЦВИНТЕ (центр временной изоляции несовершеннолетних преступников).

В таких местах зачастую находятся дети с задержкой психического развития. В общении с такими детьми, сердца которых бесценно дороги Создателю, требуется терпение, посвящение, молитвы. На семинаре мы приобрели очень полезные знания об особенностях их поведения и интересов, о принципах труда с такими детьми. Катя Березуцкая и Лена Клокова раскрыли нам многие «секреты», поделились советами о том, как сделать, чтобы эти особенные дети почувствовали себя с нами нужными и любимыми и потянулись ко Христу. А еще Лена вместе с Катей делились со всеми опытом в мастерстве поделок. Мы рисовали, плели из бисера и общались, тем самым становясь друг другу ближе и роднее.

Валера Харитончик рассказал о важности проведения предметных уроков. Мы увидели то, как Бог использовал различные предметы, уча свой народ важным духовным истинам. Мы под руководством брата Валеры учились практически, как проводить предметные уроки с детьми.

Господь явил нам милость в устройстве семинара, и мы молимся теперь о том, чтобы все услышанные слова стали нашим личным опытом, личным благословением, таким же горячим и ярким, каким осязали мы его вместе. Пусть Господь благословит все труды в служении детям на побелевшей ниве благовестия. И пусть эта заметка коснется каждого и зажжет сердца для пламенной молитвы о детях и для посвящения Господу в этом труде. Детский смех и слезы грусти, их огорчения, непонимания и горечь одиночества пусть станут нам ближе, чтобы делиться собственной радостью мира и благодати, чтобы каждый посланный нам Богом ребенок нашел в своем отчаянии вечного неизменного друга во Христе.

Наталья Ковалева,

г. Красноярск

• Церкви ХВЕ г. Балаково Саратовской обл. — 10 лет

(Краткая историческая справка)

«И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:15-16).

Это повеление Иисуса Христа всегда волновало Александра Романова и он много размышлял о нём. Он постоянно чувствовал как бы личную ответственность перед Господом за выполнение Его Слова. И несмотря на то, что он уже был пастором, он всё равно не находил себе покоя.

Брат Александр понял, что побуждение пришло к нему от Самого Господа. Ему конкретно открылось, что ему следует взять евангелизационную группу, ехать в г. Балаково и образовать там новую церковь христиан веры евангельской, которая была бы доступна для многих слоёв общества. Большой город в стороне от проезжих дорог не имел церкви, куда могли бы свободно приходить люди, ищущие встречи с Богом. Была в Балакове небольшая группа верующих, духовная, перенесшая гонения, но она не искала того, что было на сердце этого пастора. Он принял от Господа бремя начать церковь, которая несла бы благую весть этому миру и занималась решением социальных проблем среди населения.

Был конец января 1994 г. Этот день запомнился многим. В воскресный день первого евангелизационного служения красный зал кинотеатра «Мир» был переполнен. Сердце брата Александра наполняла радость. Уже на следующем служении определилась большая группа прихожан. Первое водное крещение состоялось в мае 1994 г., второе — в августе. Итак, сбылось пророческое определение Иисуса Христа: «Кто будет веровать и креститься, спасён будет». Спасались и благополучные люди, и погибающие. Церковь была поставлена на подсвечнике и светила всем в городе.

В период с 1994 по 1998 г. г., за неимением своего помещения, молодой церкви пришлось арендовать залы в пяти кинотеатрах. Тогда сердце брата Александра обратило внимание на слово, сказанное ему Господом через пророка Аггея 1:8: «Взойдите на гору и носите дерева, и стройте храм, и Я буду благоволить к нему…» Этим откровением брат Александр поделился с церковным советом. После молитвы решили обратиться к городским властям о получении земельного участка под строительство собственного молитвенного дома. И вот, наконец, с Божьей помощью, силами верующего народа, было построено здание церкви.

Советом Церкви было принято решение первое богослужение совершить в ещё недостроенном здании на праздник Рождества Христова, 25 декабря 2001 г., хотя газ был подведён только в ноябре 2004 г.

На юбилей десятилетия церкви прибыли братья и сестры из Волгограда, Иван-Города, Саратова и Саратовской области.

Сегодня во все дни недели в этом доме молитвы проходят многоразличные служения.

Мы безгранично благодарны нашему Господу Иисусу Христу за нашу церковь.

Петр Виноградов,

пресвитер,

г. Балаково

• ПОСЕЩЕНИЕ ЦЕРКВИ «МАРАНАФА» В БРАЗИЛИИ

С 1 по 14 февраля 2005 г. епископы ОЦХВЕ Украины Г. Бабий и П. Новорок, а также епископ ОЦХВЕ России В. Мурашкин, в составе делегации пастырей из восточной Европы, посетили одно из быстро растущих объединений пятидесятнических церквей в Бразилии. Церковь «Маранафа», насчитывающая в своих рядах около 600 тыс. членов, пригласила представителей руководства пятидесятнических церквей восточной Европы, славянских эмигрантов из США и Израиля для знакомства с церквями Бразилии и расширения собственных представлений о славянском пятидесятническом движении в восточной Европе.

Для справки: пятидесятническое движение в Бразилии одно из самых быстро растущих и составляет около 88% по отношению ко всем протестантским церквям, имеющим вместе около 26 млн. членов. Самым крупным из пятидесятнических объединений в Бразилии сегодня являются «Ассамблеи Божии», которые давно уже имеют более 6 млн. членов церкви. Есть и меньшие объединения по 1,5 – 2 млн. членов. Например, пятидесятническое объединение «Бог есть любовь», насчитывало в конце прошлого столетия 1,6 млн. членов. Так что, церковь «Маранафа» в Бразилии далеко не самая крупная. Все объединения имеют свои особенности, предоставляя ищущим возможность выбора от широкого и либерального пути, до узкого и консервативного. Церковь «Маранафа» занимает среди них своё место. Её опыт домостроительства не похож ни на один из существующих. Со времени своего возникновения она развивалась самостоятельно.

Что же представляет собою «Маранафа»? В некоторых своих чертах она является близкой к нам, в некоторых — далёкой, но, несомненно, с собственным уникальным духовным опытом, подчёркивающим близкие отношения со Христом. Близка нам она в том, что старается созидать братство в своих церквях. И это братство основано не на провозглашениях, но на практических делах любви и заботы друг о друге, как и заповедовал Христос об устройстве Его церкви, как тела Христова. Эта особенность и отличает её от всех мировых пятидесятнических объединений и привлекает в её ряды ежегодно десятки тысяч новых членов. Она учит о церкви, как о Теле Христа, жизнь которой во всём должна зависеть от её Главы — Христа через дары Духа Святого. Использование большого количества откровений, получаемых через дарования и применяемые в их служении, вызывают недоумение у традиционных и критику у мировых пятидесятнических объединений. Опыт «Маранафы» является как бы продолжением опыта реформации в пятидесятническом движении. При первом контакте с её духовным опытом для нас, европейских пятидесятников, стало очевидно, что они имеют другой набор евангельских и библейских приоритетов, которым придают первостепенное значение, а мы им — второстепенное. По этому признаку они могут восприниматься далекими от нас. К примеру: мы придаём первостепенное значение внешнему благочестию, буквально воплощая всё написанное (о женских покрывалах, украшениях, одежде). Они же придают первостепенное значение учению о подчинении жизни Тела Главе – Христу. Они определяют, что Тело живо только в том случае, если в нем циркулирует жизнь, которая проявляется в девяти дарах и пяти служениях Духа Святого (См. Еф. 4:11-12).

Церковь «Маранафа» в своем учении подчёркивает стремление отделиться от всякого рода формальной, традиционной религии, как восстающей на духовную жизнь. Служения дарованиями у них выделены в отдельные служения, которые они практикуют до общего собрания. Правда, мы видели и на общих служениях пророчествующих для всей аудитории. Но, в подавляющем большинстве, откровения передавались аудитории пастором церкви, или евангелистом, которые по 15-20 минут читали их по заранее поданным запискам. По свидетельству некоторых членов нашей делегации, которые ходили по окончании вместе с бразильскими пастырями для молитвы со всеми желающими; откровения были точными и нашли подтверждение.

Многие из достижений, которые довелось увидеть начальствующим епископам ОЦХВЕ, несомненно, уникальны, хотя и не традиционны для современного опыта пятидесятнической церкви. В первую очередь это относится к централизации управления тысячами церквей. Кроме пастырей церквей и Пресвитерии — Совета пресвитеров, состоящего из 14 пресвитеров-старейшин, в ней нет больше никаких церковных структур. Да и сама «Пресвитерия», по их же словам — всего лишь совет служителей, призванных осуществлять связь Тела церкви с Главою Христом. Это звучит немного неудобовразумительно и чуть ли не кощунственно для современной церкви. Но когда читаешь в Деяниях Апостолов об устройстве первой церкви, то убеждаешься, что роль даров и служений Духа Святого в жизни и управлении церковью, включая и посланничество на труд благовестия, были основополагающими. В первой церкви не строили на мудрости человеческой, заслугах и образовании, но на посланничестве Духа Святого.

Вторым впечатляющим достижением этой многочисленной церкви «Маранафа» являются её грандиозные евангелизации по всей Бразилии, на которые охотно идут тысячи и десятки тысяч людей. Третьим — централизованное строительство молитвенных домов по всей стране. Четвёртым — оригинальное решение вопроса массового обучения людей, приходящих в церкви, которое осуществляется в лагерях на природе, — в так называемых «Маанаимах».

Все эти достижения в устройстве жизни в церквях «Маранафа» создают очень благоприятное впечатление и доверие к церкви, к протестантскому движению не только у простого народа в Бразилии, но и у многих членов правительства, политиков, высокопоставленных чиновников. Церковь, по многим качествам, оказалась не «хвостом», но передовой и лучшей частью общества, ярко горящим светильником, светящим всем в доме, как и написано: «Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет» (Лк. 8:16). Такое впечатление произвела на нас эта поездка.

Руководство церкви «Маранафа» приготовило для нашей делегации насыщенную программу. В первую очередь нам предоставили возможность встретиться с Советом Пресвитерии (главным руководством этого объединения церквей). Пресвитерия имеет небольшое четырёхэтажное здание со штатом работников. Совет состоит из 14 пресвитеров-старейшин, которые управляют всею церковью в стране. Каждый из них отвечает за какую-то определённую часть в управлении всеми делами Пресвитерии. Никто из них не получает зарплаты от Пресвитерии, но служат в свободное от работы время (все они образованные и состоятельные люди, имеющие свои фирмы, клиники, или работу). Возможность познакомиться ближе с каждым из них была предоставлена нам неоднократно во время семинаров, а также во время длительной поездки по другим городам, куда приезжали все члены Пресвитерии. Хозяева показали гостям из Европы, Израиля, США и Индии централизованную базу строительных материалов для возведения молитвенных домов по всей Бразилии. Им были показаны уникальные архитектурные и технологические разработки, благодаря которым, в благоприятных климатических условиях субтропиков, не требующих отопления и утеплённых стен, строительство молитвенных домов, поставленное на поток, быстро и дёшево решает одну из основных проблем быстро растущих церквей.

Вторым пунктом программы было знакомство с одним из важнейших звеньев домостроительства церкви — массовым обучением. Насколько качественно и эффективно «Маранафа» решила этот вопрос, можно только удивляться. Все решения проблем роста и управления такой огромной церковью оригинальны и уникальны. Их невозможно копировать, перенимать, переносить в другую обстановку. Это конкретные откровения Бога руководству церкви «Маранафа» в конкретных обстоятельствах для их страны и народа. Они свидетельствуют, что, молясь о каждой проблеме, стали получать от Него откровения и вразумления через дары Духа Святого. Таким образом, появилась практика устройства так называемых «Маанаимов». Название произошло от Библейского «Маханаим», где Иаков встретился с Ангелами: «А Иаков пошел путем своим. И встретили его Ангелы Божии. Иаков, увидев их, сказал: это ополчение Божие. И нарек имя месту тому: Маханаим» (Быт. 32:2). Начиная с 60-х годов, в семи штатах восточной прибрежной части Бразилии, в удалении от больших городов, в горах или лесах, были приобретены в собственность семь участков земли от 10 до 200 га. Со временем там были разбиты парки и сооружены постройки для проведения семинаров, блоки питания и даже мини-клиники для лечения, общежития для проживания, рассчитанные от 1 до 4 тыс. чел. «Маанаимы» — лагеря на природе для взрослых, полностью приспособленные, чтобы в течение 7-10 дней можно было пройти интенсивный курс обучения. В них предусмотрены пять уровней (классов) обучения. Пасторы приезжают со своими новообращёнными и членами церквей из разных мест, и, по окончании обучения по первым двум уровням, преподают водное крещение. Чтобы стать пастором нужно непременно пройти все пять уровней обучения.

Всего за один заезд в семи лагерях такие учебные семинары могут посетить около 12 тыс. чел. Как правило, такие заезды делаются 3-4 раза в год. Нашей делегации была предоставлена возможность принять участие в семинаре самого крупного «Маанаима» «Вила Вела» в штате Спиритус Сантус (в переводе Дух Святой). Мы имели возможность прослушать обучение на разных уровнях, принять участие в служениях, прослушать специальные для гостей из Европы ознакомительные беседы, встретиться с Советом Пресвитерии, посмотреть этот уникальный парк.

Впечатление настолько сильное, что вслед за удивлением возникает много вопросов: где взялись средства на устройство таких «райских уголков природы» и как можно привлечь такую армию высококвалифицированных добровольцев, обучить их и организовать мероприятия на самом высоком техническом и организационном уровне? Во всё время обучения в лагере функционировала мини-поликлиника и дежурили врачи разных профилей, готовые оказать любую помощь, вплоть до незначительной операции. Все они добровольцы, из членов церквей этого штата.

Ещё одна маленькая заметка: все служения и семинарские занятия в двух самых крупных лагерях (3,5 тыс. в «Вила Вела» и 1,2 тыс. чел. в Рио-де-Жанейро) были объединены двухсторонней прямой трансляцией (звук и изображение), так что пастор, ведущий наше собрание, мог прямо спросить пастора из Рио-де-Жанейро: «Есть ли у вас что добавить?» Или: «Нет ли у вас сейчас откровения?» Если что было, то все мы, 3,5 тыс. участников слушали, что говорит Дух Святой в их собрании в этот момент. Псалмы пели одновременно одни и те же.

В заключение собрания молился пастор из Рио. Для нас это было ново и удивительно. Посещая такие «дома отдыха» на лоне природы, предназначенные для церковного обучения и общения с Богом, приехавшие из провинции, воспитываются не только духовно, но и культурно, а также получают удовольствие от общения с природой в этих прекрасных заповедниках, за которыми тщательно ухаживают. Становится очевидной причина, почему церковь, которая так заботится о своих членах, располагает к себе сердца, как широких масс народа, так и правительственных чиновников посещать их собрания и принимать Христа как своего Спасителя.

Следующей целью хозяев было предоставить возможность гостям принять участие в огромных евангелизациях, которые планируются регулярно по всей стране. Обычно выбирается одно или два кольца маршрутов, включающих 9-10 городов. Такое грандиозное мероприятие было проведено накануне нашего приезда с 4 по 15 января 2005 г. Один кольцевой маршрут был протяжённостью 4242 км и включал 9 городов, второй – 6716 км включал 10 городов. На каждую такую евангелизацию приезжало от 600 до 7 тыс. членов церкви. Привожу краткую характеристику двух мероприятий в январе – самую многочисленную и самую малочисленную. В городе Макейо приехали 7 тысяч членов церкви и 16 тыс. посетителей (всего на стадионе присутствовало 23 тыс. слушателей). А в другой город приехали 600 членов церквей и устроили евангелизацию для 2,4 тыс. посетителей. Самая маленькая евангелизационная группа, как правило, состоит из 12 пасторов, 90 «ашеров» (следящих за дисциплиной) и 30 музыкантов и певцов. Такая, или большая группа переезжает из одного города в другой и, в зависимости от величины города, проводят по одному или по два мероприятия в день. Таким образом, за одну неделю они проезжают десять городов. Вначале эти города посещают менеджеры-устроители, которые заключают договоры, арендуют помещения, изучают условия на каждом месте особо, делают рекламу для населения и рекомендации евангелистам. Накануне приезжает обслуживающая группа и, в назначенный день, собираются верующие из ближайших городов. Атмосфера на таких евангелизационных собраниях приветливая, верующие стараются рассредоточиться по всей аудитории и ведут пение, подавая пример новичкам. Не удивительно, что от таких грандиозных евангелизаций в церквах Бразилии бывает очень большой приток новообращённых. Устроители давали место в служении и членам нашей делегации, представляли нас, рассказывали, откуда мы приехали и давали нам возможность свидетельствовать. Мы заметили одну особенность применения духовных даров в этих евангелизациях. Имея многочисленные откровения о том, что будет происходить на стадионе, они не акцентировали служение на сверхъестественных проявлениях. Мы наблюдали сбалансированную форму применения духовных даров в среде большой массы людей. Всё подавалось и объяснялось через ведущего служение пастора. Многие, к которым было направлено слово от Господа, после служения подходили к пасторам и открывались, что это слово было к ним, и те за них молились.

Особое значение в церкви «Маранафа» уделяют роли пасторского служения. Пастор, как правило, должен иметь близкие отношения с Господом и личное водительство в своём служении. Именно этим объясняется удивительная дисциплина, единодушие и послушание пасторам и большое желание рядовых членов добровольно служить Господу своим временем и своим имением.

Владимир Мурашкин,

епископ, г. Малоярославец