Роль и место журнала в теле Церкви

Мы часто получаем на редакцию «Евангелиста» или на имя главного редактора много писем различного содержания. Хотелось бы поговорить с читателями на эту тему. Есть много писем, выражающих благодарность за издаваемый журнал или с просьбой опубликовать статью, стихи, но есть письма и с критическими замечаниями и конкретными предложениями, что писать и что не публиковать.

Мы благодарим наших читателей за такую активность. Есть письма, появляющиеся от недостатка пасторского душепопечительства и наставничества в регионах.

Порою на редакцию приходят письма, которые являются криком огорченной и крайне ослабевшей, изнемогшей души. Это понятно и вполне объяснимо: не везде в церквах или группах есть достаток в мудрых, опытных пастырях.

Получая журнал из «центра», у некоторых читателей может создаться некий идеальный собирательный образ, который рождает воображение, связанное с образом Доброго Пастыря. Порой бывает острая потребность излить своё сердце, искренне и дружески поделиться самым наболевшим, и тогда появляется желание сесть и написать туда, в центр, наверх, самым, самым правильным и верным братьям. А они уж пусть решат и рассудят и посоветуют, как жить дальше и что делать. Пусть хотя бы знают и помолятся.

Мы уже писали раньше и предупреждали, что редакция не ведёт переписки с читателями, тем более не призвана заниматься душепопечительством, не отвечает на вопросы и не выполняет поручений, заявок, не рецензирует присылаемые в журнал материалы.

Но по письмам создаётся впечатление, что в таком чутком, всезнающем и всемогущем братском Центре есть большая потребность. У читателей может возникнуть вопрос: «А почему бы и не создать такой Центр?» На вопрос можно ответить вопросом: «Чтобы он дублировал функции несовершенной поместной церкви?»

Мы бы хотели порассуждать о каждой грани этой темы. Если у читателей возникают вопросы, на все ли можно ответить? Если они младенческого возраста, то невозможно, да и нет необходимости.

Давайте попытаемся определить роль и место журнала в теле Церкви.

Христос — Глава Церкви, чтобы её устроить, Он «поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела, дабы мы не были более младенцами, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» (Еф.4:11-16).

Роль журнала — одно из служений и один из видов взаимно скрепляющих связей. Нужно подчеркнуть при этом, что связь не универсальная и далеко не совершенная. Она (связь) не может заменить членов церкви, находящихся рядом и совершенно не может заменить роль пастора или даже дублировать его. Дальше мы цитируем место из послания Ап.Павла к Римлянам 2:4-18, которое вполне можно считать «моральным уставом», или «кодексом чести» как редакции журнала «Евангелист», так и его читателей:

«Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены. И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли: служение, пребывай в служении; учитель ли, — в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием. Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве: Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими. Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе; никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми».

Это та духовная атмосфера во Христе, которая является основой Его Царства на земле. Здесь мы бы хотели остановиться и разделить в теле Христовом многоразличные служения и выделить из множества разнообразия её полноты только служение Редакции журнала «Евангелист», как органа Правления Совета Епископов ОЦХВЕ России, как написано: «имеешь ли служение, пребывай в служении». Естественно, всем надо понимать, что печатный орган Правления не призван дублировать или заменить само Правление Совета Епископов ОЦХВЕ России. А любой член Правления (т.е. старший епископ региона) не может дублировать или заменять Правление.

И если в редакционном совете журнала есть начальствующий епископ И.П.Федотов, а главным редактором является его заместитель В.Г.Мурашкин, это совершенно не значит, что к ним можно непосредственно обращаться и ожидать, что они способны с каждым читателем журнала или членами церквей вступить в прямые взаимоотношения. Это так же не значит, что если опубликован личный телефон начальствующего епископа или главного редактора, то можно снять трубку с любого конца света и в любое время позвонить им. Вот почему этого не нужно делать. Надо сразу представить тираж журнала. Он составляет 10 тыс. экземпляров, который почти весь расходится. В год выходит 5-6 выпусков, он попадает в руки более чем 10 000 читателей в разных странах. Если к нам будут звонить в среднем 10 читателей в день (не считая прочих звонков), то не трудно догадаться, что это может разрушить и наше здоровье, и служение.

Итак, тираж издания и массовость читателей усложняет и может свести к минимуму возможность личных контактов. И хотя письмо написано на имя главного редактора, оно остаётся зачастую в руках его первого и второго помощника. Например, чтобы разбирать и сортировать письма, можно привлечь добродетельных энтузиастов, но чтобы отвечать на них за главного редактора, за начальствующего епископа, нужно привлечь способного в этом служителя (не меньше как пресвитера) и на полный рабочий день. Журнал направлен на конкретные духовные цели, и мы не собираемся придавать ему другую направленность.

В этой статье приведу характерные письма, которые приходят. Начну с письма без обратного адреса (так называемое анонимное), в то же время просящее выполнить просьбу:

«Меня зовут Татьяна, полтора года назад стала членом церкви «пятидесятников». Я хотела бы, чтобы на страницах вашего журнала была затронута тема, как жить на этой земле с детьми без мужа, без работы.

Научите, как молиться, чтобы иметь все необходимое и не подвергаться осуждению со стороны мира и церкви. Наш служитель живет далеко и приезжает к нам очень редко. Я не могу ему все так рассказать и поэтому пишу вам, не указывая своего полного имени и адреса...

У меня есть муж, только он живет в Воронеже, иногда присылает деньги на хлеб и молоко, тогда мы с детьми радуемся. Поверьте, я не хочу, чтобы мне помогала церковь, мне стыдно, когда моим детям, дают конфеты и печенье, мне стыдно, что я их не могу сама обеспечивать. Только как?

Кажется, я одна здесь такая, никому не нужная. Были моменты, когда впереди «не было завтра». Это было прошлой зимой, когда нечем было топить печь, а стояли сильные морозы, но Слава Богу, та зима прошла, но впереди другая, дровами немного запаслась, но их не хватит на то, чтобы даже нагрелась печка. Я живу в старом доме, он продувается со всех щелей. У меня 3 ребенка, в январе мне рожать 4-го. Каждый день я жду Иисуса, мне не на что жить на земле. Я как «белая ворона» среди мирских и среди христовых. Ну, это все мои печали, поймите меня, посоветуйте...»

— Написав такое письмо, Татьяна, ты поставила редакцию в безвыходное положение. Твое письмо — вопль о помощи, не позволяющий чем-либо помочь тебе. Так писать можно только Богу, Он никогда не оставлял тебя с детьми, это видно даже из письма. Но наставить в вере, поддержать словом и делом может только ближний, а он находится в твоей церкви, но ты должна услышать их. Такие же страдания и скорби случаются и в мире с множеством людей, но они живут в грехах, без слов утешения, абсолютно без будущности и какой-либо надежды.

Я должен напомнить вам, дорогие читатели, ту истину, что церковь учреждена не для социальной помощи, а для спасения душ. Но когда церковь приходит в полный возраст, в силу, то способна заботиться и о слабых. Сильные церкви могут посылать своих миссионеров в другие области только для спасения погибающих. Спасенные в меру своего возраста Христова будут приносить плоды милосердия и благотворительности (Мал.3:10). В Церкви же происходит примирение с Богом, Который изменяет греховную природу на святую, устрояет их и дает всё потребное для жизни и благочестия.

В редакцию приходят письма с довольно смелыми предложениями и замечаниями, такими, например, как:

«..На мой взгляд, «Евангелист» должен отражать насущные проблемы братьев и сестер, а не копировать столь многочисленную художественную псевдохристианскую литературу.

У нас что, больше нет откровений?

У нас что, нет пророчеств?

Нет волнующих и важных вопросов?

Журнал проповедей необходимо заменить на журнал жизни братства, вдохнуть в него дух новых деяний. Скупые сводки хроники по ОЦХВЕ нужно расширить информацией, содержащей назидание от результатов, проведенных братьями встреч. Меня сильно удивил рассказ о человеке, который приветствовал рабочих словами: «Здравствуйте, заключенные!» Да еще так восторженно. Трезвитесь братья! Разве мы можем судить внешних? Какое назидание от подобных рассказов получат церкви Божьи? Журнал также содержит очень мало свидетельств о чудесах, которые творит сегодня Господь Иисус Христос в народе Своем. Чудесам пришлось уступить место творчеству наших читателей? Или нет чудес?

Надеюсь, моя беседа проходит с мощными братьями.

С Господом!

Рыськов Анатолий,

Церковь «Спасение»

г. Балаково».

— Ну, что ж, брат Анатолий, мы стараемся учесть ваши советы!

На одно письмо хотелось обратить внимание. Его прислала сестра, которая собирается перейти в харизматическую общину. В письме она делает вызов руководству братства, атакуя теологию церкви ХВЕ о приобретенной праведности от дел. Мы сочли необходимым ответить ей публично, приводим только небольшую часть письма:

«Дорогие начальствующие братья!

Не от Вас вышло Слово и не Вас одних достигло!..

Не судите — да не судимы будете.

Не принадлежность к общине «особо посвященной» ведет к Господу, а живые отношения с живым Христом.

В деле спасения души Он славы Своей не даст самой «посвященнейшей общине», а идеи «единственно правильной общины» несут губительнейшие последствия в человеческие души — это закваска фарисейская, которой Господь велел беречься! Плоды этого «особого посвящения» видны в самых ревностных душах в церкви — и это не Божьи плоды!!! Всякое осуждение христианских деноминаций должно быть исповедано как великий грех пред Господом и людьми! И я исповедую сейчас, что согрешила, выслав Вам стихотворение «Спасенье на авось» и прошу прощения пред Господом и людьми! Простите меня!!!

Дело Церкви — служить! И пример такого служения Господь дал при омовении ног ученикам Своим. Если из омовения ног сделан очередной ритуал, а в духе церковь давно не стоит так, то это не послушание Христу, а насмешка над Его учением. В омовении ног Господь дал пример самоотверженного, рабского служения телу Христову, в теле Христовом — пример стояния по отношению к членам тела. Он всем поработил Себя: Рассуждать необходимо! Обличать нужно! Но обличение за глаза — это не обличение, а клевета, суд, осуждение — это грех! И плоды такого осуждения — семя греха в тех, кто принял это осуждение, услышав, прочитав: Зачем губить себя?

В стане воинский клич:

Звук трубы — как преддверие битвы:
Где вы, воины Божьей любви?
Где вы, воины жаркой молитвы?
Голос трубный зовет!
Где сердца, что на жертву готовы?
Маранафа! Грядет!
Где вы, воинство Духа Святого?
Кто готов устоять до конца
И поднять Божье знамя сегодня?
Где вы, воины Божьего Агнца?
Где вы, воины Славы Господней?

С любовью во Христе...»

Слова твои, дорогая сестра, правильные, но дух воинственный и реакционный. «И сказал Исаак Иакову: подойди, я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Исав, или нет? Голос, голос Иакова, а руки, руки Исавовы» (Быт.27:21-22).

Если ты решила оставить путь, на котором призвал тебя Господь, иди с миром, но не объявляй войну церкви, которая родила тебя.