Праздник обновления

Дорогие наши читатели! Поздравляем Вас с Рождеством Христовым и с наступающим 2004 годом!

«Надеющиеся на Господа обновятся в силе» (Ис.40:31)

Среди множества праздников, упомянутых в Библии, есть один загадочный праздник, о котором не говорится в канонических ее книгах: «Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления, и была зима» (Ин.10:22). Это был праздник очищения и обновления храма. «И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом. Тут иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо. Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне; но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам. Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей; Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего: Я и Отец — одно» (Ин.10:23-30).

Была зима, все полевые работы приостановились, у иудеев было больше свободного времени, и они его уделяли размышлениям об очищении храма и восстановлении былой славы Израиля. Они и до сих пор празднуют этот праздник, называемый «Ханука» и зажигают много света в своих домах, связывая очищение храма с очищением своих домов и своей жизни.

Здесь они обратили внимание на ходящего среди народа Иисуса из Назарета, всеми почитаемого за пророка, и решили выяснить, наконец, все, что их волновало и не давало покоя. Они хотели выяснить, на самом ли деле этот пророк, жизнь и поведение которого им непонятны, будет утверждать, что Он Мессия? Это означало бы для них конец всего привычного, пусть даже и не столь славного, но такого родного и традиционного, что связывало их с Авраамом, с Моисеем и храмом, что являлось их верой в жизнь вечную. Если бы этот неподкупный пророк, сильный в слове и деле, творящий чудеса, на самом деле оказался Мессией, то это означало бы для них конец их привычного миропорядка.

А Иисус ходил в притворе Соломоновом и искал тех, кто принадлежит к Его овцам, кто поверил бы слышанному от Него, кто мог бы последовать за Ним, и кто способен пойти на коренные перемены в своей жизни. Обновление, которое принес Иисус, гораздо больше, чем обновление дома, больше, чем исцеление от болезни или очищение от проказы греха и даже больше спасения при покаянии. Обновление — это не замена изношенных частей новыми все того же стандарта, но замена ветхого на совершенно нового человека (Еф.2:15), созданного во Христе Иисусе по образу и подобию Его. «И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное, чтобы они ходили по заповедям Моим… и будут Моим народом, а Я буду их Богом» (Иез.11:19-20). Это равносильно концу всего ветхого в человеке и началу всего нового, славного. Это и есть настоящий праздник обновления, который осуществился во Христе Иисусе, о котором говорит Писание: Рим.7:6, Еф.4:23, 2Кор.4:16, 4:23, Тит.3:5.

Всякий раз, когда является «благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога», всякий раз Он спасает нас «не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом», Который Он изливает «на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего» (Тит.3:4-6). Такое обильное излияние благодати на верующих в Него с древних времен называлось пробуждением. Во время его происходит вся основная Божья работа, когда закладывается основание на многие годы для дальнейшего развития и успешного роста церкви. Обильная благодать сопровождается всякими проявлениями, действиями и служениями Духа Святого. По действию очищения и обновления для всего человека пробуждение сравнивается с эффектом бани на его организм. Многие, пережив рождение свыше, но не пережив настоящего посещения Святым Духом, когда приходят искушения, оказываются не укорененными и не утвержденными в Боге и отпадают.

Слава Богу, что Иисус сказал им тогда прямо, что Он — Христос. А на вопрос первосвященника: «Скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» Иисус ответил ему: «Даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (Мф.26:63-64). На такую перемену традиционного мышления иудеи не были готовы по причине своего неверия. В первом случае «… Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его» (Ин.10:31), во втором — «первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! На что нам еще свидетелей? Вот теперь вы слышали богохульство Его! Как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти» (Мф.26:65-66). Но Пилат им «сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят!» (Мф.26:23). Позже Ап. Петр сказал им: «Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу, а Начальника жизни убили» (Деян.3:14-15). Но смерть Его не воспрепятствовала великому пробуждению в Иудее, затем в Самарии и до самого края земли. Наоборот, смерть Его привела к воскресению из мертвых, воскресение — к вознесению, вознесение приблизило день Пятидесятницы! Это было величайшее пробуждение, излияние Духа Святого, действие силы Которого не угасло со временем и готово обновиться во всяком новом поколении верующих в Него, как и сказано в Писании (Ис.40:31, Ин.7:38).

По многим признакам сегодня наступила духовная зима, и пришло время взыскать обновление Христово. Он зовет к этому Своих овец, и овцы слушают голос Его и идут за Ним. Он ведет их на гору Господню, где у Него приготовлен для них пир. Он дал Святым Духом повеление Апостолам: «Не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня…» (Деян.1:4). Всякое излияние Духа Святого — это встреча с Ним. Каждый раз, когда мы переживаем духовное пробуждение, мы вновь и вновь встречаемся с Ним. С этой встречей мы связываем все наши ожидания: разрешение проблем, ответы на молитвы, получение обетований, возмущение воды и развязывание узлов, восполнение недостатка в хлебе и вине, умножение служителей и работников на ниве Божией, наполнение сетей рыбами — все напрямую связано с пробуждением в нашей церкви, регионе, стране.

Зима — самое подходящее время для постов и молитв для народа Божия. Только пробуждение может восполнить все недостающее и будет решать все проблемы как духовные, так и материальные, как внутрицерковные, так и внешние — все поставит на свои места.

Владимир Мурашкин,
епископ
Малоярославец
 

Сноска: 1 Праздник обновления (Ин.10:22) — праздник, установленный Иудой Маккавеем в 164 г. до РХ в честь освобождения и очищения храма от идольского служения, осуществлявшегося в нем в течение трех лет по приказу Антиоха Епифана. Этот праздник начинался 25 числа месяца Кислев и продолжался восемь дней. Отличительной его особенностью являются яркие огни во всех домах. Он известен до наших дней под названием «ханука». (Библейский словарь В. П. Вихлянцева).

Праздник Обновления, называемый также праздником Освящения храма [Ин.10:22; греч. энкайния, «обновление»; евр. ханукка, «освящение»], отмечался с 25 Кислева (хаслева, ноябрь-декабрь) в течение восьми дней в воспоминание об освящении храма Иудой Маккавеем в 165 г. до Р. Х. (1 Мак.4:52-59) спустя три года после того, как храм был осквернен Антиохом Эпифаном, совершившим там языческие жертвоприношения (1 Мак.1:54,59). Обновление отмечалось, подобно празднику Кущей (2 Мак.10:6-8); праздничное освещение храма и домов дало повод Иосифу Флавию называть его также «праздником Огней» (Библейский словарь Брокгауза).