Найти своё место

«Как птица, покинувшая гнездо своё, так человек, покинувший место своё» (Пр. 27:8).

«Скажите Архипу: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе» (Кол. 4:17).

Гнездо для птицы является её домом, а значит, — и местом ее покоя. Любой человек на земле может испытывать настоящий покой только при условии, что он находится на том месте, где Бог определил ему быть. Написано, что Бог создал род человеческий от одной крови, чтобы искали Его. Искание Бога — это правильное состояние человеческой души. Верить в Бога, принадлежать Ему — это «наше место» Если человек не верит в Бога, он не может испытывать покой. Блаженный Августин сказал замечательные слова: «Бог сотворил нас для Себя, и мятется сердце наше, доколе не успокоится в Нем» Человек, не верящий Богу, — это человек, покинувший «свое место», который не исполнил предназначения своей жизни. Ему будет незнаком покой.

Когда мы обращаемся к Богу, то явно можем ощущать, что мы, наконец, оказались там, где должны быть.

Но после нашего покаяния у нас остается задача оставаться на своем месте. У Бога есть для каждого из нас служение, которое можно назвать «нашим местом» в церкви или в Царствии Божьем. Мы не сможем испытывать полноту Божьего покоя, пока не займем этого места. «Да владычествует в сердцах ваших мир Божий…» (Кол. 3:15). Мир Божий является индикатором того, что Бог имеет благоволение к нам, и мы угождаем Ему своим образом жизни и верным положением пред Ним.

В действительности, многие христиане озадачены тем, чтобы обнаружить свое место в теле Христовом и выполнить свое предназначение, совершив вверенное Господом служение.

Когда они слышат призыв к служению Господу, то с болью думают: «Мы готовы служить, но мы не знаем где, когда и чем?»

Этому вопросу и посвящена эта статья. Путь к познанию своего служения. Способность найти свое место и остаться на нем до пришествия Господа, как верный раб в ожидании своего господина. Что необходимо для этого?

Предлагаю для рассуждения над этим вопросом рассмотреть пять ступеней к познанию своего служения:

1) УВЕРЕННОСТЬ. Прежде всего, необходимо быть уверенным в том, что у Господа для каждого из нас есть дело. «Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова» (Еф. 4:7). «Служите… каждый тем даром, какой получил…» (1Пет. 4:10). Мы — члены тела Христова, а в теле нет ни одного ненужного органа.

Один христианин думал о предназначении бровей на нашем лице. В какой-то мере он склонялся к тому, что это не более, чем декорация. Но однажды, в дождливый день, он прочувствовал, как полезны эти «природные козырьки», защищающие его глаза от воды.

Мы можем казаться сами себе бесполезными людьми. Но это лишь неверие слову Господню, которое утверждает, что для каждого, абсолютно для каждого члена церкви есть у Господа дело во славу Его — независимо от способностей, возраста, пола и социального положения. Комплекс неполноценности — это лишь замаскированная разновидность гордости, которая совершенно неуместна в среде Божьего народа.

2) ПРОШЕНИЕ. Наше желание служить Господу нужно выразить в молитве и просить Его указать нам наше служение. Написано: «Не имеете, потому что не просите». Мы не можем иметь знание о нашем призвании, если не попросим Господа об этом. Эта простая истина порой теряется в глубоких лабиринтах наших чрезмерно сложных умствований.

3) СМИРЕНИЕ. Необходимо быть готовым смиренно принять любое служение от Господа, которое Он укажет нам в ответ на наше прошение. В 1Кор. 12:11, где говорится о различных служениях и дарованиях, написано: «Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно». Господь Сам распределяет нас, каждого на свое место. Наши амбиции Им во внимание не берутся.

Многие люди пребывают в мечтаниях о великих свершениях, но никогда не могут увидеть своего предназначения. В Библии написано: «Думайте о себе скромно» (Рим. 12:3), «не мечтайте о себе» (Рим. 12:16), «не величайся пред лицом царя и на месте великих не становись» (Прит. 25:6).

Если мы переоцениваем себя, то это ослепляет нас, и мы не можем видеть Божьих дел, хотя они находятся от нас на расстоянии вытянутой руки, может быть, даже ближе.

На некоторых участках Божьей нивы толпятся христиане, соревнуясь, соперничая, отнимая друг у друга возможности, завидуя, что кто-то первый успел занять некую нишу, а есть много участков, куда никто не рвется, где труженики надрываются от нагрузки, так как немногие хотят идти туда. Если вы чувствуете, что находитесь там, где соперничество, поищите место, где нет популярности и микрофонов, компьютеров и автомобилей, спонсоров и почета, но есть нужда. Именно наша несмиренность не дает нам увидеть, подобно Агари, колодец, который совсем рядом. Не нужно стремиться далеко и высоко. Дело Божие, чаще всего, рядом с тобой, только будь готов принять все, что предлагает Господь. Может, это будет не портфель министра, а метла дворника, но это будет Господним предназначением для тебя.

4) ПОПЫТКИ.

Божье ведение не придет к нам, когда мы лежим на диване. Необходимо искать возможности служить Господу уже сейчас. Чаще всего к своему основному призванию человек приходит через определенный опыт в служении другим. Савл был призван Апостолом, но в Библии написано: «В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители». Среди них упоминается и Савл. «Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян. 13:1,2).

Итак, Писание показывает нам, что до того, как Павел был отделен для выполнения своего основного призвания, он уже служил Господу как учитель или пророк (или и то, и другое). Бог указал ему его место, «когда они служили Господу».

Чтобы узнать свое место в Божьем определении, нужно уже сейчас изыскивать возможности служить Ему. Не надо думать над тем, есть ли у меня призвание мыть полы или расставлять скамейки в молитвенном доме. Нужно просто делать все, что можешь: принять странников, приготовить помещение для собрания, помочь перенести аппаратуру, посидеть с чьими-то детьми, посетить больного, встретить делегатов семинара и многое другое. Не надо давать место подобным мыслям: «А мое ли это призвание?» Нужно делать все, что по силам. Постепенно выяснится, где тебя будет сопровождать наибольший успех и благословение. Постепенно будет понятен тот удел, в котором Бог определил нам находиться и трудиться.

Очень полезно внимать словам пастыря, который может со стороны видеть и корректировать твое служение и направлять тебя в такое русло, где ты сможешь принести наибольшее благословение.

5) ПОСТОЯНСТВО (верность). «Все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу. А его верность (Тимофея) вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании» (Фил. 2:21,22). Незаменимое качество в любом делателе — быть постоянным в своем стремлении служить и не зависеть от эмоциональных настроев. Я однажды спросил одного из миссионеров нашей области, который испытывает нужду в помощнике: «Какому качеству ты отдашь наибольшее предпочтение в сотруднике, которого ты желаешь иметь?» В ответ он не назвал ни красноречия, ни духовной одарованности, ни организаторских способностей. Он сказал одно слово: «Постоянство».

Лучше менее способный, но стабильный и верный в служении, чем талантливый, но капризный человек. Павел звал Аполлоса в Коринф, но Аполлос «никак не хотел идти ныне, а придет, когда ему будет удобно» (1Кор. 16:12). Аполлос был очень способным человеком, но почему-то служил, когда было ему удобно. Таких делателей полно, но на них нельзя рассчитывать, так как они могут в любой момент поддаться настроению и подвести.

Каким бы делом не занимался Божий человек, если он не будет постоянен, он не будет расти в служении. Только человек, который не позволяет настроениям и обстоятельствам останавливать себя в служении, будет иметь растущий успех в исполнении своего призвания. «Димас оставил меня, возлюбив нынешний век» (2Тим. 4:10). Павел был многократно оставлен своими помощниками. Это очень горькое переживание.

«Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего; потому что кротость покрывает и большие проступки» (Еккл. 10:4). Иногда человек оставляет свое служение, потому что ему кажется, что с ним обошлись не должным образом — грубо, несправедливо, слишком критично. Библия говорит, что и в это время не следует оставлять места своего. Если мы приняли решение служить Господу, то нам нужно знать, что впереди много испытаний и препятствий от далеких и от близких.

Но если мы оставим свое место, то мы повторим судьбу многих христиан, увядших в своей обиде, из-за того, что в свое время им «не дали ходу». Как бы нас не ущемляли в наших правах, нужно продолжать служить Господу. Если нами движет благодать, то она, как вода, может проникнуть в самые маленькие отверстия. Некоторые братья не проповедуют, потому что им дают не больше 10 минут. Они говорят: «Это слишком мало». Если ты не можешь принести благодать за 10 минут, ты не принесешь ее и за 100. Если тебе нужны широкие возможности, большие права, современная аппаратура, идеальные условия, значит, ты несешь себя, а не благодать. Благодать действует в самых стесненных условиях. Она может быть доставлена слушателям и за минутную проповедь.

Дай Бог каждому из нас исполнить все Господни желания. Библия говорит, что тело Христово «при действии в свою меру каждого члена получает приращение для созидания самого себя в любви» (Еф. 4:16). Одно из важнейших условий для роста церкви — это активное служение Господу в свою меру каждого её члена.

Нет ничего лучше, как с юности отдать свою жизнь Господу на служение, упражняясь в добром деле, не понаслышке зная, что такое покой и мир Божий, когда ты в центре Господней воли, на том месте, которое Бог определил тебе занять.

Боже, помоги нам найти свое место и никогда не оставлять его!

Владимир Меньшиков