Из истории московской церкви ОЦХВЕ часть 2

Ручьи благодати текут по московскому региону (1940 - 1956 гг.)

Продолжение. Начало в No 39

История Московской церкви, созданной Господом там, где по словам Иисуса Христа в Откровении Иоанна, в те годы стоял сам престол воинствующего атеизма, является одной из многочисленных иллюстраций истории Вселенской Церкви. Она как две капли воды похожа на историю Ефесской церкви в первом веке Христианства, о которой читаем: «Знаю твои дела, и что ты живёшь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Моё, и не отрёкся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живёт сатана, умерщвлён верный свидетель Мой Антипа» (Отк.2:13).

Не отречься имени Иисуса Христа, а тем более содержать в неповреждённом состоянии полное Евангельское Учение было делом великого мужества и верности, за которое необходимо было постоянно платить высокую цену. В 1948 году Ивана Васильевича Сизова, одного из подвижников московской церкви, арестовывают. Алексей Егорович Фролов, в то время единственный рукоположенный пресвитер, руководил несколькими группами московского региона. Одна из них, например, в 1948 году собиралась на ст. «Платформа 47 километр» и на станции «Весенняя».

Там, по поручению Фролова, совершал служение брат Антон до самой своей смерти, другая в Горенках, ещё одна - в Кунцево. В этой группе в 1950 году уверовала одна из членов сегодняшней московской церкви Анна Рыбина. Она с любовью вспоминает о пастырской заботе, которую проявлял А. Е. Фролов о церкви, начиная от первых шагов её веры в те суровые годы гонений. Московскую церковь посещали и в ней трудились приезжие братья с Украины. В конце 40-х годов её посещали брат Романенко из г. Николаева и брат Ищенко. Так, в 1948 году в Москве состоялось водное крещение, которое совершал брат Ищенко с Украины.

В 1953 году началось движение среди евангельских христиан в посёлке Томилино под Москвой, которое положило начало образованию пятидесятнической церкви в этом районе. В нём сыграла немалую роль семья Якова Зайцева, обратившегося в евангельскую веру. Яков Зайцев был женат на Ии Николаевне Пальмовой, дочери богатого православного священника дворянского сословия. Ия Николаевна была преподавателем церковно-приходской школы. В семье Якова и Ии Зайцевых было много детей, но выжили только четверо.

Затем Яков Зайцев уехал на Донбасс зарабатывать деньги шахтёром. Вернувшись на родину, уверовал следующим образом. Шёл по городу мимо дома с вывеской: «Дом евангельских христиан», зашёл внутрь. Находившийся там брат сказал ему: «Молодой человек, ты не зря сюда пришёл. Кем бы ты себя ни считал, тебе надо покаяться! «. Эти слова произвели переворот в его душе, и он искренне обратился в покаянии к Господу. После своего обращения Яков Данилович вместе с группой братьев, численностью около 13 человек, стал проповедовать Евангелие по близлежащим деревням под руководством пресвитера Баландина.

Приходя в селение, они шли к председателю и просили разрешения на проведение собрания. Собирался народ, и они проповедовали. После собрания шли к тем, кто соглашался их принять. Однажды их пригласила к себе одна женщина и, когда они вошли в её дом и остановились у неё, она накрыла им стол для подкрепления. Тогда им сказали, что эта женщина - колдунья. Братья призвали имя Господа и сказали: "имейте веру Божию. Мы не должны переходить из дома в дом, как сказано в Писании". Начали вкушать предложенную им трапезу, и ничто не повредило им.

А женщина охотно слушала слово Божие. Супруга Якова Даниловича долгое время не принимала евангельское учение и держалась православной веры. А Яков Данилович после переезда в Московскую область стал ревностным членом баптистской церкви на Малом Вузовском переулке. Тогда вся его семья приняла Господа как своего Спасителя. Уверовал и один из его сыновей - Иван, ставший впоследствии служителем Московской церкви.

Однажды Московскую область посетил брат Иван Янковский, поляк по национальности, который жил в Белоруссии недалеко от г. Барановичей. Это был брат-узник, на вид лет около 40, высокого роста и с сильным голосом. Он посетил в посёлке Томилино общение евангельских христиан, которое было собрано на квартире по ул. Гоголя, дом 15. Когда стали молиться и Янковский вёл молитву, то сошла такая сила Божья на присутствующих, что трёхэтажный дом поколебало, и около десяти человек молящихся сразу же получили духовное крещение. На следующий день собрался мирской народ, спрашивая: "Что за землетрясение здесь произошло?"

Одна женщина из соседей сказала: "Это святые молились". Так в посёлке Томилино образовалась группа христиан, крещённых Духом Святым. И семья Якова Даниловича, услышав благую весть о крещении Духом Святым, уверовала и приняла её всем домом своим. Сын Иван в это время служил в армии. По возвращении домой он застал всю семью молящейся Духом Святым и по началу огорчился, что родители поменяли веру. Но потом всё же смирился и стал посещать собрание пятидесятников. Родители нашли ему хорошую девушку, по имени Нина, члена церкви, крещёную Духом Святым, и предложили ему жениться.

Он согласился, и тогда наметили день бракосочетания. Вечером, накануне брака, пришли старицы помолиться о его духовном крещении. Сначала нехотя, из-за уважения к ним, он стал молиться, излагая свою нужду о будущей семейной жизни с крещённой Духом Святым женой, и не заметил, как молитва стала живой, вдохновенной. И вдруг он увидел в видении: как бы исчез потолок и ниспадающий на него огонь с неба. Первая мысль была: бежать. Но бежать опять в мир не было смысла, и он решил: будь, что будет - пусть сжигает! Когда огонь Духа Святого сошёл на него, то ему открылось Небо необыкновенной красоты. Было далеко за полночь, а он всё молился на языках.

Уже все расходились, а Иван молился и не хотел помышлять ни о чём на свете: ни о завтрашнем браке, ни о жизни в этом мире, а только чтобы всегда быть на этом Небе. Так Господь вдохновлял, укреплял и поддерживал в эти трудные годы Своих детей Духом Святым. Эту группу после освобождения из уз также опекал Иван Васильевич Сизов. Он был инвалид от рождения. У него была одна нога короче другой и, хотя он не был рукоположен по причине своей инвалидности, он совершал по поручению Фролова водное крещение, причастие, бракосочетание. Из-за конспирации он не мог постоянно быть на одном месте.

К его приезду братья готовили к водному крещению группу, а когда он приезжал, то совершал его. Собирались в бараке, молились громко, но когда Дух Святой сходил, то стояла такая охрана Господа, что никто не мог причинить им никакого зла. Брат И. Янковский и впоследствии неоднократно посещал Томилино. Когда он приехал в 1958 году и молился о духовном крещении одного старца, то молодая в то время девочка Люся Макарова стояла около дома, слушая молитву и тоже молилась о крещении этого старца и вдруг сама заговорила на иных языках, а затем запела на языках.

Дом сестры Людмилы Макаровой в посёлке Михнево на ст. Малаховка стал впоследствии известен как место молитвы для Томилинской и Лыткаринской групп. Этот дом и сейчас является домом молитвы, где пресвитером является Иван Яковлевич Зайцев. Яков Данилович Зайцев умер в возрасте 92 лет, до конца сохранил здравый разум, хорошо знал Библию и до конца своей жизни не расставался с ней.

(Продолжение следует)

Статья о Московской Церкви ХВЕ подготовлена по материалам Редакционной комиссии по составлению истории ОЦХВЕ России под руководством И. П. Федотова, С. Г. Костюка, В. Г. Мурашкина, при участии В. В. Ряховского, М. М. Шохова и других свидетелей.