Человек родился в мир

Новая рубрика

Христианским семьям посвящается

·    «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк. 10:9)

·    «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё» (Еф. 5:25)

·    «Если ты будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня, то Господь, Бог твой, поставит тебя выше всех народов земли; благословен ты в городе и благословен на поле. Благословен плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод скота твоего, и плод твоих волов, и плод овец твоих» (Втор. 28:1,3,4)

·    «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» (1Пет. 3:7)

·    «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу» (Еф. 5:22)

·    «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» (Еф. 5:28)

·    «Кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня» (Мк. 9:37)

«Кто наблюдает ветер, тому не сеять; и кто смотрит на облака, тому не жать» Еккл. 11:4

Известный томский журналист, ныне покойный мой друг, Борис Бережков как-то сказал:

— Завтра еду в Новосибирск за «шедевром». Семью мне там нашли многодетную. Аж двенадцать детей в наличии имеется.

«Шедеврами» мы в шутку называли те материалы, в которых имели место сенсационные факты, душещипательные изюминки.

По возвращении из командировки Борис Ростиславович разочарованно отмахнулся:

— А-а-а… Не будет «шедевра». Мать-героиня оказалась верующим человеком, баптисткой…

Этим было сказано всё. Писать в те времена о верующей семье было категорически запрещено.

Сегодня многодетную семью также надо искать «днём с огнём», хотя среди глубоко верующих молодых пар обилие детей не является сенсацией. Но, как и в то мрачное атеистическое время, о таких семьях газеты по-прежнему стараются скромно умалчивать.

Однако спикер Томской областной Думы Борис Мальцев на этот счет думает несколько иначе. Вот что он писал недавно в томской газете о «демографической яме», которая в скором времени может превратиться в пропасть: «Свой вклад в решение проблемы (имеется в виду деторождаемость. В. С.) могла бы внести церковь. Сейчас многие из загса, даже неверующие пары, едут венчаться. Вот здесь и надо бы озадачить молодых, что называется, по «полной программе». Семья — это не двое, а семь «я»!»

Конечно, в этом благородном и архиважном деле приемлемы все методы. Но одно дело — отдать дань моде, венчанию в храме, и совсем другое, когда крепкая семья основывается на несокрушимом фундаменте Священного Писания, в котором имеются такие слова: «Вот — наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева» (Пс. 126:3).

Членов Томской церкви ХВЕ Евгения Сухушина и его супругу Женю можно определённо назвать маяками многодетных семей среди верующих молодых пар и, тем более, среди неверующих. У них девять детишек самого различного возраста. Неверующие знакомые и друзья относятся к ним с сочувствием. Верующие рассуждают об этом привычном для них явлении, как о великом благословении Господа и вполне закономерном принципе в жизни христиан.

Сочувствовать Евгению и его жене, как они сами считают, ещё рановато: от роду им всего по 35, и, разумеется, самые хорошие и красивые дети у них ещё впереди.

Я встретился с молодыми родителями и попросил их ответить на некоторые вопросы, касающиеся семейного уклада, поделиться опытом воспитания детей.

Евгений: — Мы поженились, будучи неверующими людьми. А вскоре я ушел служить в армию. Женя родила первенца Диму, а затем написала мне письмо и сообщила, что стала верующей и ходит на молитвенные служения. У меня, естественно, в сердце шевельнулась ревность: я тут служу, а она к Богу пошла.

Но, в принципе, я был не против. Её мама, моя теща, была верующей. Я видел её образ жизни, и мне это вполне нравилось. А когда вернулся домой, то стал посещать с ней церковь и я. Но прийти с покаянием к Богу желания не было. Только при просмотре фильма «Иисус» во мне вдруг всё перевернулось. Господь сильно коснулся моего сердца, и я сказал заветные слова: «Прости меня, Господи!»

— В Священном Писании сказано: «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева». Подумать только: награда от Самого Царя царей! Но в мире, как я знаю, не очень-то рады этим подаркам. Причины тому известны. Скажите, пожалуйста: вы радуетесь каждому новорожденному или всё-таки проявляете недовольство?

Женя: — Исполнилось семнадцать лет, как мы живем вместе, и за это время получили «девять наград» от Бога. У нас было шесть погодков, то есть каждый год я отправлялась в роддом за новым подарком.

Евгений: — Когда мы уверовали, то наши сердца горели первой любовью к Богу. Неверующим это состояние души трудно понять, его надо пережить самому. Всё, что было сказано в Библии, мы близко принимали к сердцу. Если написано, что дети награда от Господа, то верили в это и потому радовались каждому ребенку, как самому дорогому подарку от Творца Вселенной. Мы были не просто довольны появлением детей на свет, но безмерно счастливы, хотя в те времена не было идеальных условий для проживания. У нас была однокомнатная квартирка, в которой родились четверо детей: одна дочь и три сына, а пятым жена была беременна. Но мы не испытывали страха перед жизнью, потому что видели руку Божью на нас. Он и утешал в трудную минуту, и благословлял, и подкреплял.

Неверующие друзья, соседи, коллеги по работе посмеивались над нами, как над чудаками, язвили, не понимали, в чем-то укоряли. А некоторые просто завидовали чисто по-человечески, что мы, верующие люди, имеем такую смелость и решительность свободно иметь детей, не обращая внимания на неблагоприятные внешние условия жизни и быта. А трудностей было в то время хоть отбавляй.

Женя: — Конечно, для меня это было не совсем просто и даже сложно. Когда я уверовала, то совсем не думала, что у меня может быть столько детей. Я полагала, что такая милость дана другим, но только не мне. Я просто физически не смогу перенести, да и морально не была к этому готова. А уж о материальной стороне я и говорить не хочу. Жили в невероятно стесненных условиях. А если совсем быть откровенной, то просто не было необходимости и нужды, да и стремления быть многодетной матерью.

Но однажды, когда я была в Новосибирской церкви, для меня прозвучало пророчество от Господа, как я помню, такого примерно содержания: «У тебя будет много детей. Ты не должна препятствовать этому. Иначе Я взыщу, и пойдёшь ты узкой, тернистой тропой».

Но этого пророчества я почему-то не приняла близко к сердцу. Наверное, потому что еще не осознала во всей полноте, как это будет. Сомнение закрадывалось еще и потому, что после рождения первого ребенка я попала на операционный стол, и врачи, ссылаясь на медицинские каноны, вынесли мне такой приговор, что рожать мне уже никогда не придётся.

Помню, кто-то из верующих сказал тогда: «Ну вот, и пришел конец твоему пророчеству». В таких случаях наша вера начинает сильно колебаться, возникает сомнение, какое-то недоверие к Богу. Как мы знаем из Библии, подобное предсказание Бога вызвало улыбку и даже смех у Сарры, жены Авраама, когда Он сказал ей, девяностолетней женщине, что она родит сына. Да и у Елисаветы, жены священника Захарии, тоже были сильные сомнения, что она зачнет и родит первенца совсем уж в преклонном возрасте. Мы просто забываем, что у Бога никакое слово не остаётся неисполненным. Пророчество начало сбываться, когда Евгений вернулся из армии. Дети стали появляться один за другим. Шестеро из них были погодками. Не скажу, что такое обилие детей я в то время воспринимала с великой радостью. Нет, я проходила путь смирения. Мне надо было с этим согласиться, принять сердцем награду от Господа. У меня прекрасный муж, и он всячески поддерживал меня: «Не унывай, жена! Если Бог даёт, — значит, так надо».

Ещё до пятого ребёнка я крепилась, терпела, но когда число перевалило за шесть, семь, восемь…

Это, действительно, для меня было тяжело физически. Врачи, как мы знаем, обещали мне пожизненный отдых от бремени детей, а Бог исполнял Своё слово. С рождением каждого ребёнка мне приходилось сильно смиряться. Но когда он появлялся на свет и оповещал о своём приходе в этот мир торжествующим криком, то материнская радость заполняла всё моё существо. Я молилась и говорила: «Слава Богу! Ну, как бы я была без тебя, если бы тебя не было?!» Рождение ребенка приносит двойную радость, особенно с возрастом.

Евгений: — Сидим иной раз вдвоём, смотрим на детей и говорим: «Слава Богу, что Он дал нам эту величайшую награду, наверное, самую дорогую из всех, какие существуют в мире. Он не просто дал, но хранит в Своей руке до сего дня и часа. Все они желанные дети». У нас очень хорошие деточки, и мы довольны ими. Они опрятны, послушны, исполнительны. В школе за них получаем одни благодарности.

— У вас, конечно, есть друзья из неверующих семей. Можно ли сравнить и сказать, чем же отличается семья верующих от неверующих? В чем конкретно проявляется это различие?

Женя: — Если говорим, что у нас хорошие дети, то это совсем не значит, что мы их ставим выше детей неверующих. Есть и у них прекрасные, устойчивые семьи, послушные дети. Говорить превратно о неверующих семьях — значит становиться в положение судей. У всех людей один судья — Бог. Придет время, когда каждый из живущих на земле даст Ему отчет за все свои дела и поступки. Но поскольку вы поставили вопрос таким образом, то я приведу такой пример. Моя неверующая подруга живет вдвоём с пятнадцатилетним сыном. Недавно она купила широченный диван. Я спрашиваю: «Зачем вам такой громоздкий?» Она отвечает: «А как же? У сына имеется девочка, и мало ли что им понадобится…» Я не осуждаю подругу, потому что в мире так принято. Любвеобильные родители потакают детям во всём: в спиртных напитках, сигаретах, деньгах и даже сексуальной распущенности. В христианстве такие вещи недопустимы. Верующий живет строго по библейским заповедям. В нравственном отношении он стоит на порядок выше этого мира и поэтому защищён от неожиданных потрясений и разрушений своего здоровья и семьи вообще.

Евгений: — По поводу таких деликатных моментов в жизни подростков я постоянно провожу беседы со своими детьми и говорю: «Дети, не торопитесь познать на данном этапе все стороны жизни. В отношениях взрослых вы еще многого не понимаете. Придет ваше время, и у вас все будет: любимые жены, мужья, дети, а если Господь позволит, то и внуков увидите, и правнуков.

А пока вы должны ходить в Господе, слушаться маму с папой, трудиться для Бога, для людей, что некоторые из вас и делают сейчас. Надо быть светом и примером в этой жизни для своих сверстников, да и для мира в целом».

На подобные житейские темы, от которых никуда не уйти, мы с женой постоянно беседуем со своими детьми, чтобы не сложились у них свои, сугубо детские, примитивные и абстрактные понятия о жизни. Особенно в своих беседах мы подчёркивали то, что верующему человеку не все дозволено, что принято в мире. Ведь недаром Господь через Слово Своё сказал нам: «Не любите мира, ни того, что в мире», и «дружба с миром — есть вражда против Бога».

Женя: — Когда моя подруга звонит мне, то прежде чем сказать что-то, непременно спрашивает: «Ты что, опять беременна?» — «Да, — отвечаю, — опять». Она начинает кричать в трубку: «Ты что, с ума сошла? Ну, сколько можно?»

Её сильно смущает мой ответ и совсем не судит тот широкий диван, который она приобрела для несовершеннолетнего сына. Недавно она пришла к нам в гости, посидела, посмотрела, пообщалась и вдруг говорит: «Какие у вас хорошие дети! Да и вообще вы молодцы, что рожаете детей». В её голосе я почувствовала даже некоторую зависть. Видимо, Господь открыл ей сердечные очи, и она увидела преимущество нашей жизни.

Евгений: — Мы проходили путь смирения, когда жили в однокомнатной квартирке, в тесноте, не имея средств к существованию, когда не на что было купить хлеба и молока детям. Когда страна переживала переходный период, то это был период становления и нашей семьи.

Сегодня, когда все это осталось в прошлом, я думаю, что Господь испытал нас и за нашу верность Ему воздаёт обильным благословением. Мы ни в чем не имеем нужды, даже имеем микроавтобус, чтобы ездить всей семьёй в церковь. Люди, приходя к нам, наблюдают, как мы одеваемся, наряжаем детей, видят наши добрые супружеские отношения и обстановку в квартире. Они, конечно, очень удивлены такими изменениями в нашей жизни. Мы всегда свидетельствуем, что все это даёт нам любящий и милующий Господь. Такой ответ приводит некоторых в смущение: мол, нормальные люди, а говорят неизвестно что.

— Как вы всё-таки полагаете: дети — это крест или радостное бремя, счастливое иго?

Евгений: — Да, в какой-то момент дети — это крест. Но проходит время, и это уже радостное бремя, счастливое иго, победа в Господе!

— А бывает, что вы путаетесь в именах, забываете, кого и как зовут?

Женя: — бывает. Наверное, это возрастное. Раньше такого не было. А может, это происходит оттого, что семья постоянно увеличивается, приходят новые дети, а значит, появляются и новые имена.

— По мере возрастания детей заботы увеличиваются или сокращаются?

Евгений: Говорят, что маленькие дети — это маленькие проблемы. Большие дети — большие заботы.

— По какому принципу вы даете имена детям?

Женя: — У нас только один Юра назван в честь дедушки. Он очень похож на деда. С девичьими именами как-то проще. С мальчиками потруднее. У девочек удивительные имена сложились: первая — Екатерина, затем — Елизавета, Анна… А потом выяснилось, что все эти имена на Руси носили царицы. Только последнюю мы назвали Полиной, хотя и думали наречь её Софьей.

Евгений: — Почти все имена выбирала жена.

Женя: — В роддом идёшь с одним именем, а возвращаешься с другим. Хочется дать имя, чтобы оно было красивым, лаконичным и хорошо сочеталось с отчеством.

— Можете ли вы перечислить все имена, не задумываясь?

Евгений и Женя, не задумываясь, в унисон произносят имена своих детей: Дима, Катя, Юра, Вадим, Лиза, Анна, Роман, Татьяна и Полина…

После Полины я умышленно ставлю многоточие, знак неоконченного предложения. А уж затем задаю очередной вопрос:

— Если говорить образно, то вы обильным деторождением в какой-то мере выправляете демографическую кривую в России. А как государство помогает вам осуществлять столь важное для него дело?

Женя: — На государство и городские власти мы не в обиде. По мере того, как наше семейство увеличивалось, нам выделили четырехкомнатную квартиру. Но и она для нас стала тесноватой. Я сходила в городской исполнительный комитет и рассказала об этом. Там меня очень внимательно выслушали и пообещали помочь. Однажды мы с Евгением проезжали на автобусе мимо строящегося дома, красивого, элитного, из красного кирпича. Я ему тихо сказала: «Хорошо бы в этом доме получить квартиру». Он с улыбкой ответил: «Вот размечталась. Этот дом для особых людей строится: для богатых и знатных. А мы кто с тобой?»

А буквально через месяц после того, как я побывала в исполкоме, пришло уведомление, в котором сообщалось, что нам выделили квартиру в таком-то доме. Я даже закричала от радости: «Евгений, да ведь это тот дом, о котором я мечтала». Нам с трудом верилось в это. Мы о такой квартире не только мечтать, но и молиться не смели. Что Бога утруждать, обременять, если мечте не суждено осуществиться. Но достаточно было произнести желание даже шепотом, чтобы Отец Небесный услышал. В этом деле явно была видна Его рука. Квартира из семи комнат действительно стала для нас царской наградой. Конечно, спасибо и властям, что заботятся о нас.

— Но такую квартиру оплачивать сегодня никаких средств не хватит…

Евгений: — По оплате квартиры все расходы взяло на себя государство. Из семейного бюджета за эти апартаменты мы вносим символическую сумму — двадцать пять рублей. Преимущество нашей квартиры и дома еще и в том, что вся так называемая инфраструктура вокруг него спланирована таким образом, что детям даже нет нужды переходить проезжую часть. Школа, аптека, детский сад, магазины, остановка — всё это расположено рядом с домом.

— Кстати, а как у вас насчет семейного бюджета? Ведь сколько требуется вам детской одежды, обуви, игрушек, хлеба, продуктов!

Евгений: — Я работаю водителем грузовой машины. Зарплата, конечно, не столь высока, чтобы обеспечить финансами такую семью. Но я имею дополнительную работу, и потому денег нам вполне достаточно. Конечно, к концу недели я немного устаю, но Господь дает силы и здоровье, чтобы переносить эти нагрузки.

Я благодарю Бога за мою жену. Ей действительно приходится нести очень большую нагрузку и ответственность. Все главные заботы по уходу за детьми, конечно же, лежат на её плечах, проходят через её сердце.

— Статистика показывает, что в России сохраняется высокая детская смертность. Дети всегда в большей мере подвержены различным заболеваниям, чем взрослые. Рассказывают, что некоторые верующие предвзято, с пренебрежением относятся к медикам, врачам и полностью перекладывают эти проблемы на Бога. Болеют ли ваши дети, доверяете ли вы врачам?

Женя: — В Священном Писании сказано: «Не искушай Господа Бога твоего». Написано также, что власти от Бога, а значит, и врачи тоже. Если наши дети, бывает, болеют, то мы непременно обращаемся за помощью к врачам. Но в некоторых случаях взываем о помощи и к Богу, это когда медицина бессильно разводит руками. У одной из наших девочек был врожденный свищ, который никак не заживал, и медики порекомендовали провести пластическую операцию, хотя и предупредили, что операция болезненная и неизвестно, какие будут последствия. Мы опустились на колени и со слезами на глазах воззвали к нашему Отцу Небесному: «Отче, помоги, исцели!» От свища сегодня не осталось и следа, и врачи этому были весьма удивлены.

Другая дочь также длительное время страдала сложной болезнью, и мы перепробовали все рекомендации врачей, но болезнь всё прогрессировала. Она перешла в хроническое состояние, и даже после сложной операции боли оставались. Это значило, что мы должны были смириться с этим и ждать какого-то неопределённого исхода. Тогда мы поставили нужду пред Господом. Вот уже год, как болезнь оставила девочку, и мы благодарим Бога за Его любовь к нам.

— В древности аммонитяне приносили в жертву своих детей идолу огня — Молоху. Но Бог строго предупреждал Свой народ не делать этого: «Кто из сынов Израилевых даст из детей своих Молоху, тот да будет предан смерти… И Я обращу лицо Мое на человека того, и истреблю из народа» (Лев. 20:2-5).

Этот грех сегодня сильно умножился и принял легальное положение. «Молох» открыто ходит по больничным палатам, собирая дань в виде нерожденных детей. Каким образом можно сегодня остановить это жертвоприношение или хотя бы ослабить его?

Евгений: — Это очень серьезный вопрос. Когда я слышу подобную статистику, то становится страшновато. Я думаю, что на эту сторону демографического перекоса правителям страны надо обратить особое внимание. Молодым семьям, которые не страшатся рожать детей, надо оказывать всяческую помощь, поддержку, особое внимание и заботу.

А тем женщинам, которые покорно отдают своих детей на пожирание «Молоху», бросают их на произвол судьбы, советовал бы обратиться к Богу с покаянием. Разве не видно на примере нашей семьи, как милующий Господь созидает и хранит семьи верующих и благословляет их на добрые дела? И вы увидите в своей жизни великую перемену и познаете радость и смысл жизни.

Виктор Сомов.

Уверовал в Господа 15 лет назад. Член Томской церкви ХВЕ.

Пять лет редактирует и выпускает христианскую газету «Свет миру». Член союза журналистов России, лауреат премии Союза журналистов России